Методология познания и системное видение мира

Центральная тема творчества Парсонса – проблема социального порядка, которая волновала еще О. Конта и Э. Дюркгейма. Правда, вполне в духе своего времени, он решал задачу с позиций системного подхода. Системный метод в анализе общества позволяет изучать общество в виде стабильной социальной структуры, где человек руководствуется жестко заданным образцом поведения, который установлен коллективом.

Системная теория возникла в 30-е гг. XX в. под влиянием критики классической физики, которую активно использовали социологи, объясняя социальную реальность с позиций биологии, считавшейся тогда, как и в начале XXI в., лидером естествознания и законодательницей научной моды. Построить социологию по аналогии с биологией пытались в первой половине XX в., кажется, все американские социологи. Парсонс отдавал должное научным достижениям более продвинутой, чем социология, науке, но не считал нужным во всем подражать модным поветриям. Он стремился как-то отмежевать социологию от биологии, обосновать ее самостоятельность, доказать всем, а главным образом естественникам, всегда занимавшим командные высоты в академической науке, что социология достойна не меньшего уважения. Полемике с биологами и экономистами, которые не признавали за социологией равное по статусу положение в ряду социальных наук, Парсонс уделил более 60% места в своем труде "Структура социального действия" (1937).

Социологический практикум

В 1930-е гг. Парсонсу пришлось вести жаркие академические бои с психологами, биологами и экономистами за право считать социологию самостоятельной наукой. Полемика отражена в его ранних работах. В каких именно? Соберите сведения об этой полемике и подготовьте письменную работу на 2–3 страницы.

Полемика с биологами, экономистами или физиками, от которых в конечном итоге зависела судьба, статус и место социологического факультета в Гарварде, возглавляемого Парсонсом, оставалась беспочвенной до тех пор, пока он не создал общую теорию социальных систем. Фундаментальной теории общества, четко прописанной на языке самой социологии, ни О. Конт, ни Э. Дюркгейм, ни М. Вебер не создали. Вебер подобное занятие вообще считал великой глупостью, поскольку верил, что общесоциологические категории типа "коллектив", "государство" или "общество" – всего лишь научные фантомы, удобные специалистам, но в реальности ничего не отражающие. Поэтому все внимание он уделил индивиду.

Дюркгейм проследил эволюцию общества от механической солидарности до органической, соответствующей Новому времени, но нигде само это общество детально не описал. Его больше занимали проблемы научного метода и то, как надо изучать социальную реальность, но вовсе не то, что она из себя представляет. О Конте и говорить нечего. Он придумал имя новой науке и указал на характерные черты той методологии, которая должна лежать в ее основании. В начале XIX в., когда никакой науки об обществе и в помине не было, его достижения следует квалифицировать скорее как научный подвиг. Правда, то, что Конт выдавал под именем социологии, как он себе мыслил эту науку, впору назвать социальной философией, нежели конкретной наукой о повседневной реальности людей. Созданная им концепция трех стадий развития человеческого общества, схоластичная и претенциозная, никакого отношения к социологии (в нынешнем ее понимании) отношения нс имеет.

Таким образом, социологическое сообщество, как бы не сговариваясь, переложило задачу на Парсонса. Осталось неизвестным, чувствовал он или нет ту историческую миссию, которая была возложена на него. Но хорошо известно, что к ее решению он подошел со всей основательностью, присущей представителям университетской науки в США, и с подобающей скрупулезностью, которую он перенял у педантичных немцев. Соединение двух научных традиций, европейской и американской, произошедшее как нельзя кстати, предоставляло Парсонсу уникальный шанс наконец-то добиться желаемого и поставить социологию на твердый фундамент большой теории. Но насколько успешно справился с задачей Парсонс?

Он стремился соединить все социальные науки в единое знание о человеческом действии. Социальное действие, под которым понимаются любые социальные отношения, любые события и процессы во всем обществе, также является системой. Каждый элемент общества или событие понимаются Парсонсом как часть общей системы социального действия (general action system). Общество является особым видом социальной системы. Социальное действие – цепочка отдельных действий (актов), связанных общим смыслом и подчиненных единой логике. Такое действие является "культурным" постольку, поскольку смыслы и намерения действий выражаются в терминах символических систем.

Парсонс разработал общую теорию общества, называемую теорией действия, покоящуюся на методологическом принципе волюнтаризма (добровольности) и эпистемологическом принципе аналитического реализма. Понятие аналитического реализма Парсонса можно рассматривать как своего рода компромисс между номиналистскими и реалистскими взглядами на природу реальности и человеческого знания[1]. Парсонс оценивает, что мы (как ученые и как люди) относимся к объективной реальности лишь тогда, когда взаимодействуем с этой реальностью, и что наше интеллектуальное понимание возможно только через концептуальные схемы и теории. Наше взаимодействие с объективной реальностью на интеллектуальном уровне всегда следует понимать как некий подход. Парсонс эксплицировал смысл аналитического реализма, цитируя заявление Ж. Ж. Хендерсона: "Дело в том, что любое утверждение об опыте происходит в терминах той или иной концептуальной схемы"[2].

Социологический практикум

Линия реализма и номинализма в мировой социологии – сквозная. Проследите ее основные этапы.

Относительно аналитического реализма Парсонс указывает: "Мы должны начать с утверждения, что все знания, которые претендует на то, чтобы быть валидными в каком- либо научном смысле, предполагают два момента – реальность объекта познания и самого познающего. Я думаю, мы можем пойти еще дальше и сказать, что там должно быть сообщество познающих, способных общаться друг с другом. Без такого предположения будет трудно избежать ловушки солипсизма. Так называемые естественные науки, однако, не учитывают “статус познающих субъектов” в их влиянии на объект, с которым они имеют дело"[3].

Парсонс трудился над созданием этой теории всю свою жизнь. Общей теории посвящены его главные книги – "Структура социального действия" (1937), а также "Социальная система" и "На пути к общей теории действия" (обе опубликованы в 1951 г.). Шаг за шагом, год за годом Парсонс вносил в теорию постоянные уточнения, коррективы и усовершенствования. Все прочие книги, многочисленные статьи и выступления отражали частные темы, которые встречались на пути к главной цели.

Стремясь отразить социальное действие максимально полно и всесторонне, Парсонс штудировал самые разные области знания – математику, философию, биологию, физиологию, психологию, кибернетику, антропологию, политологию, экономику, социологию, историю, этнологию и др. Надо сказать, что он постиг эти науки на достаточно профессиональном уровне, так что его работы, к примеру по социологии и психоанализу[4], применению кибернетики и системного подхода в социологии, анализу институциональной экономики, высоко оценили специалисты в этих дисциплинах.

Фундаментальная подготовка и энциклопедические знания Парсонса были вовсе не случайным фактом его биографии. Дело в том, что он получал сведения о других науках из рук тех, кто их создавал или успешно развивал. Вот лишь некоторые примеры.

Во время своего пребывания в Гейдельберге он работал с А. Вебером (братом М. Вебера), Э. Салином и К. Мангеймом. Кроме того, философ К. Ясперс экзаменовал его по "Критике чистого разума" И. Канта[5]. В Гейдельберге В. Андреас экзаменовал Парсонса по вопросам Французской революции. Парсонс написал тезисы к свой докторской диссертации по философии на тему "Концепция капитализма в современной немецкой литературе", сфокусированную главным образом на работах В. Зомбарта и М. Вебера. С помощью жены М. Вебера, Марианны Вебер, Парсонс перевел на английский язык несколько работ Вебера[6]. Во время своего пребывания в Гейдельберге Парсонс был приглашен Марианной Вебер участвовать в "Социологических чаепитиях", которые представляли собой собрания исследовательской группы. Парсонс читал много религиозной литературы, особенно по кальвинизму, в чем важную роль сыграл Д. Трельч. Парсонс стал близким соратником Й. Шумпетеру и прослушал его курс "Общая экономика", они хотели даже написать совместную книгу. В Гарварде тесно сотрудничал с П. Сорокиным.

Все это первые лица в мировой науке. К ним можно также добавить К. Клакхоуна, Г. Оллпорта, Г. Мюррея, А. Щюца, Э. Мэйо, Дж. Мида, К. Дойча, Ж. Пиаже, К. Нагеля, Д. Белла, А. Гоулднера, Э. Уилсона, А. Инкельса, Р. Дарендорфа, Р. Мертона, Н. Смелсера. Сам Парсонс подготовил плеяду выдающихся учеников. Па протяжении своей научной карьеры организовывал чуть ли не ежемесячные семинары, курсы, конференции и выступления, заседания исследовательских групп и комитетов, на которые приглашал ведущих ученых и специалистов из самых разных наук. Можно сказать, что Парсонс не только оказывался в самом центре мировой науки, но являлся ее активным творцом и катализатором.

Социологический практикум

А вы кого-нибудь знаете из учеников или соратников Парсонса? Выберите одно имя и составьте краткий очерк о жизни и творчестве этого социолога.