Законы конкуренции в социально-ориентированной рыночной экономике

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показал, что свободная, предоставленная сама себе рыночная экономика не имеет социальной направленности и нестабильна. Поэтому в области конкуренции государство должно осуществлять политику поддержки конкурентной борьбы, способствующую повышению эффективности общественного производства и его социальной направленности.

Конкуренция представляет собой динамичный процесс обеспечения рынка качественными товарами. Основным движущим фактором конкуренции является предпринимательство. Предприниматель реагирует на изменения на рынке, стремясь укрепить свои позиции. Средствами конкурентной борьбы выступают в первую очередь качество изделий, цена, затраты потребителя на обслуживание в процессе потребления, сервисное обслуживание, ассортимент изделий, условия поставок и платежей, информация через рекламу, соблюдение прав потребителей.

Конкурентная борьба сопровождается нововведениями в продукцию и технологию, вплоть до внедрения принципиально новых, преобразующих рынок видов продукции.

Функциями конкуренции являются:

• регулирование производства: под влиянием конкуренции факторы производства и инвестиции направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность;

• мотивообразование предпринимательского поведения: конкурируя, каждое предприятие предлагает па рынок свои лучшие изделия, думая прежде всего о собственной выгоде, но тем самым приносит также больше пользы своим потребителям и народному хозяйству в целом. Таким образом, субъективная цель предпринимателяполучить больше прибыли – трансформируется в объективную цель производстваболее полно удовлетворить потребность;

• распределение дохода среди товаропроизводителей: конкуренция позволяет распределять доход среди предприятий в соответствии с их вкладом в удовлетворение спроса;

• контроль поведения участников рынка: конкуренция ограничивает поведение каждого продавца и его экономическую силу, нс давая ему возможности определяющим образом влиять на общее состояние рынка.

Руководящий принцип конкурентной политики государства

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показал, что политика защиты совершенной конкуренции на практике себя не оправдывает. Более целесообразно руководствоваться принципом оптимальной интенсивности конкуренции.

Этот принцип предполагает:

• оптимальные радикальность и темпы нововведений в продукцию и технологию в зависимости от глубины изменений на рынке;

• гибкую адаптацию предприятий к меняющимся условиям рынка под влиянием конкуренции.

Интенсивность конкуренции определяется тем, насколько быстро предприятия воспроизводят или "переизобретают" нововведения предприятия-лидера и как скоро под влиянием распространения нововведений лидер теряет преимущество в прибыли (рис. 10.5). Повышение темпов "диффузии" (воспроизводства) нововведений приводит к ускорению выравнивания прибылей и свидетельствует о повышении интенсивности конкуренции.

Таким образом, без нововведений и соответствующих им инвестиций в производство не может быть интенсивной конкуренции. В свою очередь, возможности инвестирования

Рис. 10.5. Влияние темпов диффузии нововведения предприятия-лидера на его прибыль и интенсивность конкуренции:

– прибыль предприятия-лидера;

– темпы диффузии нововведения;

– повышение интенсивности конкуренции (от ситуации 1 к ситуации 2)

расширяются при концентрации капитала путем укрупнения компаний, что приводит к уменьшению числа предприятий- продавцов. Вместе с тем принцип гибкой адаптации к изменениям на рынке ограничивает конкуренцию капитала некоторым рациональным уровнем. Признается, что оптимальная интенсивность конкуренции достигается при "широкой" олигополии и "умеренной" индивидуализации продукции