Методология исследования

Так как в литературе в настоящее время нет однозначного определения термина "методология", соответственно, нет однозначности в формулировании и понятия "методология исследования". В данной работе используется следующее определение: "методология исследования" — совокупность целей, гипотез, подходов, принципов, методов, средств и процедур логической организации, используемых при изучении явлений и осуществлении познавательной деятельности. Следует отметить, что принципы исследования, как важнейшая категория методологии, — это основные правила, основа действий, сущность и исходные положения, используемые при осуществлении познавательной деятельности.

При этом методы исследования будем рассматривать как совокупность целенаправленных действий и способов получения новых знаний об определенном предмете соответствующего объекта изучения и познания, а методологические положения исследования — как научные обоснованно сформулированные утверждения (т.е. положения) о совокупности принципов, методов, форм и средств логической организации и проведения исследовательской деятельности.

Методика исследования

Понимается как совокупность последовательных действий практического выполнения определенных исследовательских процессов, их процедур и операций, при которых используется методология. Методический — строго последовательный, систематичный, точно следующий плану.

Организация исследования представляется как деятельность по упорядочению всех сторон проведения исследовательских работ, основанная на реализации совокупности соответствующих закономерностей, принципов, приемов и способов, функций, технических средств управления и другого методологического и методического инструментария для достижения поставленных целей. Практика научных исследований показывает, что их большая результативность достигается именно при правильно избранной методологии, методике и организации исследования. Тем не менее, все это, в итоге, во многом зависит от научного потенциала, креативности и иных свойств исследователей, а также других влияющих на них факторов и условий.

Результаты исследования определяются его качеством, представляющим определенную совокупность свойств исследования, потенциально или реально объективно способных в той или иной мере удовлетворять предъявляемые к нему требования.

Проблемы при исследованиях

При построении и функционировании СУ возникает множество различных проблем. В общем виде проблема (древнегреч. problema — преграда, трудность, задача,) — противоречие, которое требует разрешения на основе проведения исследований. Научная проблема, возникшая сложная ситуация является результатом осознания возникших в науке противоречий между обнаруженными новыми данными, не позволяющими дать объяснения старыми теоретическими представлениями, что затрудняет развитие дальнейшего познания. Характер и пути такого разрешения проблемы во многом зависят от поставленной при этом цели, являющейся основой ее определения и выбора. Цель исследования и решаемая при этом проблема являются исходной базой для выбора подходов и методов проведения исследовательских работ.

Проблемы могут быть разными, например, фундаментальными и прикладными, теоретическими и эмпирическими, общими и частными, но, как бы их не подразделяли, они всегда показывают на возникшие трудности в процессе реализации какого-либо процесса. Это требует их разрешения.

При решении возникающих проблем используется термин "задача", которая представляет собой часть проблемы, т.е. для разрешения проблемы следует решить, как правило, несколько задач, вопросов. Кроме того, ряд специалистов считают, что проблема может решаться обязательно с применением не только знаний, но и творчества, а задача — требует только знаний. Такое понимание справедливо для ряда случаев, но, конечно, не для всех.

Поставленная проблема во многом определяет состав и характер выполняемых работ и, в конечном счете, результаты исследования.

Одним из важнейших компонентов методологии исследования СУ, наряду с целями, гипотезами, методологическими подходами и методами, являются принципы проведения исследовательских работ. Принцип здесь следует понимать как основное правило действия, руководящую идею. Вместе с тем следует отметить, что те или иные принципы необходимо использовать строго в зависимости от целей, методологических подходов и применяемых методов исследования.

В общем случае выбирать правила исследования следует из всей их совокупности. По существу можно было бы назвать достаточно большое число принципов исследования СУ, однако назовем лишь основные из них: целеустремленность, целенаправленность, системность, обусловленность исследовательских функций целями исследования, первичность исследовательских функций, объективность, соблюдение правовых норм, своевременность, научность, проверяемость практикой, преемственность, оптимальность, перспективность, простота, доходчивость, замкнутость общих исследовательских функций (замкнутость исследовательского процесса) и др.

Все принципы исследования взаимоувязаны между собой, и при проведении исследовательских работ их следует использовать комплексно.