Законы и иные нормативные акты о судебной власти и правоохранительных органах

Законы представляют собой основу формирования судебной и правоохранительной систем России. К ним относятся федеральные конституционные и федеральные законы. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Вопросам организации судебной власти и построения судебной системы посвящены: Федеральные конституционные законы от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации"; от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"; от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Федеральные законы от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции"; Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и др.

Организацию и деятельность нотариата и адвокатуры регламентируют Основы законодательства Российской

Федерации о нотариате от 11 февраля 1994 г. № 4462-1[1] и Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Φ3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Особое место в системе нормативных актов занимают кодифицированные нормативные акты: АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, в которых содержатся положения об организации суда и правоохранительных органов. Это, в частности, нормы, закрепляющие принципы правосудия, подведомственность и подсудность споров и дел, компетенцию судов различных инстанций. Уголовно-процессуальный кодекс РФ содержит нормы, посвященные органам дознания и предварительного следствия и их компетенции.

Некоторые вопросы организации судебной власти и правоохранительных органов разрешаются законами субъектов РФ. В частности, все субъекты РФ приняли законы о мировых судьях, многие регионы имеют законы о порядке согласования при назначении на должность прокурора субъекта РФ.

Подзаконные нормативные акты не должны противоречить Конституции РФ и законам РФ (ст. 90 и 115 Конституции РФ). К их числу можно отнести: 1) указы Президента РФ; 2) постановления Правительства РФ; 3) ведомственные нормативные акты.

Указами Президента РФ регулируется значительный круг отношений, возникающих в связи с организацией и деятельностью правоохранительных органов (например, Указы Президента РФ от 27 сентября 2010 г. № 1182 "Вопросы Следственного Комитета Российской Федерации" и от 14 января 2011 г. № 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации").

Постановлениями Правительства РФ, осуществляющего руководство подчиненными органами исполнительной власти, также решаются отдельные вопросы организации и деятельности государственных органов.

Отдельную группу актов органов исполнительной власти составляют ведомственные нормативные акты, которые издаются Генеральным прокурором РФ, руководителями федеральных министерств и служб в форме приказов, распоряжений, инструкций, правил, положений. Если эти акты касаются прав и интересов граждан, они приобретают силу только после регистрации их в Минюсте России и открытого опубликования в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". Такие нормативные акты публикуются также в ведомственных журналах (например, "Законность" – орган Генеральной прокуратуры РФ, "Российская юстиция" – орган Минюста России и Верховного Суда РФ и др.).

К источникам, на которых базируется данный курс, можно отнести акты (постановления, заключения, определения) Конституционного Суда РФ, постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, решения Всероссийского съезда судей и постановления Совета судей РФ. Их тексты публикуются в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации" или "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", журнале "Российская юстиция".

Особую группу в системе нормативной базы курса составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ. Кроме того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Для России важнейшими из них являются Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г. и ратифицированная Россией 30 марта 1998 г., Всеобщая Декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г.