Лекция 5. Методологический аппарат логистики

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые и информационные потоки. Эти потоки на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходят различные производственные, транспортные, складские звенья. При традиционном подходе задачи по управлению материальными потоками в каждом звене решаются в значительной степени обособленно. Отдельные звенья представляют при этом так называемые закрытые системы, изолированные от систем своих партнеров планово-экономически, технически и технологически. Управление хозяйственными процессами в пределах закрытых систем осуществляется с помощью общеизвестных методов планирования и управления производственными и экономическими системами. Эти методы продолжают применяться и при логистическом подходе к управлению материальными потоками. Однако переход от изолированной разработки в значительной степени самостоятельных систем к интегрированным логистическим системам требует расширения методологической базы управления материальными потоками.

К основным методам, применяемым для решения научных и практических задач в области логистики, следует отнести:

o методы системного анализа;

o методы теории исследования операций;

o кибернетический подход;

o прогностику.

Применение этих методов позволяет прогнозировать материальные потоки, создавать интегрированные системы управления и контроля их движения, разрабатывать системы логистического обслуживания, оптимизировать запасы и решать ряд других задач.

Широкое применение в логистике имеют различные методы моделирования, т.е. исследования логистических систем и процессов путем построения и изучения их моделей. При этом под логистической моделью понимается любой образ, абстрактный или материальный, логистического процесса или логистической системы, используемый в качестве их заместителя.

Классификация различных способов моделирования, а также характеристика имитационного моделирования - широко применяемого способа исследования логистических систем - рассматривается в параграфе § 5.3.

Анализ полной стоимости в логистике

Эффективным методом управления материальными потоками является анализ полной стоимости, который часто называют концепцией полной стоимости. Этот метод лежит в основе теории и практики логистики.

Анализ полной стоимости означает учет всех экономических изменений, возникающих при каких-либо изменениях в логистической системе.

Применение анализа полной стоимости означает идентификацию всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволит уменьшить суммарные затраты. Анализ полной стоимости первоначально использовался на транспорте для сравнения различных вариантов транспортировки. Впоследствии этот метод стали использовать в профессиональной деятельности менеджеров по логистике всюду, где необходимо сделать выбор из двух и более альтернатив.

Применение анализа полной стоимости предполагает возможность варьирования ценой при поиске решений, т.е. возможность повысить затраты в одной области, если в целом по системе это приведет к экономии.

Образно идею анализа полной стоимости можно представить в виде айсберга (рис. 22), надводная часть которого представляет собой четко просматриваемую часть цены решения. Полная масса айсберга - это полные затраты, связанные с решением, т.е. полная цена решения.

Рис. 22. Айсберг полных затрат

Основные трудности применения метода, которые зачастую не позволяют наглядно увидеть и просчитать "скрытую" стоимость решения, заключаются в следующем:

o необходимость в специальных знаниях;

o необходимость учета факторов, связанных с косвенными затратами.

Следует отметить, что решение, принятое без учета "подводной части айсберга затрат", скорее всего, не будет лучшим.

Перечислим характерные примеры применения метода.

o Выбор между приобретением собственного склада или использованием склада общего пользования.

o Выбор между созданием одного централизованного склада или нескольких децентрализованных распределительных центров.

o Альтернатива между редкими закупками сырья в больших объемах или частыми закупами, но в меньших объемах.

o Изменение маршрута доставки груза с целью экономии затрат или лучшего удовлетворения спроса.

o Внесение изменений в цикл заказа (время от момента, когда заказчик решил приобрести определенный продукт, до момента завершения поставки этого продукта конечному потребителю, включает в себя время на передачу заказа продавцу выполнение заказа и его отправку).

o Изменение графика производства (увеличение или уменьшение продолжительности производственного цикла или регулирование текущих объемов производства до того, как возникнут отклонения из-за изменившихся размеров спроса).