Предисловие

За последнее десятилетие было издано достаточное количество учебников и учебных пособий, которые подробно и обстоятельно рассматривают модели современной теории социальной работы. Постепенно складывается предметный язык отечественной теории социальной работы. Вот почему для авторов данного учебника важно ознакомить студентов с системой понятий и терминов, которые используются в современном познании социальной работы.

Другая особенность развития отечественной теории социальной работы заключается в том, что среди профессионального сообщества все яснее ощущается потребность отражать ие только идеальные модели социальной работы, но и реальную практику. Это дало возможность провести ряд дискуссий, позволивших наметить систему критериев, разграничивающих современную практику и теорию социальной работы от других сфер познания и практики. Важнейшими среди таких критериев стали идентификация деятельности, специфическое теоретическое видение и идеологема – то, что сегодня отделяет социальную работу от других моделей познания и практики.

Все это нашло отражение в настоящем учебнике и обусловило модульное построение курса, что дало возможность анализировать концепции и подходы, используя принципы трансверсальности. Курс "Теория социальной работы" необходимо рассматривать в системе новых подходов, которые изложены в учебниках "Введение в профессию", "История социальной работы", "Философия социальной работы", "Этика социальной работы", "Социальная педагогика", "Психология социальной работы". Именно в такой последовательности и совокупности определены авторские представления о социальной работе в образовательной трансверсальной парадигме.

Учитывая дискуссионность излагаемых положений, авторы будут благодарны за все замечания и пожелания в адрес учебника, с признательностью воспримут их, чтобы учесть в дальнейших исследованиях и публикациях.

Лекция I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В XXI ВЕКЕ

1. Цели обучения

1. Представить закономерности становления социальной работы за рубежом и в России по основным направлениям теории, практики, образования; показать системные особенности развития парадигм помощи и поддержки в западной и отечественной цивилизации.

2. Охарактеризовать основные подходы к пониманию социальной работы в контексте социальных наук, принципы социальной работы как теории; раскрыть контекст и сущностные характеристики познавательного пространства социальной работы через ее взаимосвязь с современными научными парадигмами.

3. Раскрыть понятие дискурса в теории социальной работы, выявить направления развития и особенности дискурсивных практик теории социальной работы в рамках социального познания.

2. Компетенции

1. Общекультурные (ОК):

– способность учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни (ОК-1);

– владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

– способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-6);

– умение строить логически верную, аргументированную и ясную устную и письменную речь (ОК-7);

– способность осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-16);

– владение навыками работы с компьютером, с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-17).

2. Профессиональные (ПК):

– способность выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере социальной работы (ПК-15);

– умение определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в области социальной работы (ПК-16);

– готовность представлять результаты исследования в форме отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19).

3. Показатели компетенции

1. Знание научной и практической ценности решаемых исследовательских задач в области социальной работы.

2. Понимание теоретических основ практики отечественной и зарубежной социальной работы.

3. Применение полученные знаний в целях улучшения качества и эффективности профессиональной деятельности, содействия развитию общественных отношений и социальному партнерству.

4. Коммуникативные умения:

способность строить логически верную, аргументированную и ясную устную и письменную речь;

– готовность к сотрудничеству с коллегами, к работе в коллективе;

– умение представить результаты исследований (презентация) в форме отчетов, рефератов, публикаций в доступном для других виде.

5. Формирование критического мышления: способность анализировать специфику социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп.

6. Развитие умений самостоятельной работы:

– владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации;

– наличие навыков работы с компьютером, с информацией в глобальных компьютерных сетях.