Методика "Родительский семинар"

Психолог может организовать для родителей постоянно действующий семинар для обсуждения психологических особенностей детей дошкольного возраста, проблем семейного воспитания, обучения родителей дидактическим играм и занятиям с детьми. Одна из задач психолога — организовать специальную коррекционную работу с родителями в форме методики "Родительский семинар". Как специфический метод работы с родителями семинар включает несколько специальных приемов:

• лекция, на которой специалист сообщает родителям важную психологическую информацию;

• групповая дискуссия, на которой происходит обмен мнениями по теме лекции. Цель дискуссии — выработка оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, понимание ее психологического смысла.

На семинаре необходимо охарактеризовать и обсудить наиболее типичные ошибки родителей и взрослых в воспитательных воздействиях и установках, которые нуждаются в коррекции.

1. Недопустима негативная оценка деятельности ребенка. Ребенку нельзя говорить: "Ты не умеешь строить, рисовать" и т.д. В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе.

2. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность. Это блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности. Невротическое развитие ребенка начинается с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых.

3. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети раннего и даже дошкольного возраста реагируют не только на ОГЛАВЛЕНИЕ высказывания взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

4. Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим. Ребенка нельзя никому противопоставлять: такие сравнения, с одной стороны, являются психотравмирующими, а с другой — формируют негативизм, эгоизм и зависть.

5. Родители должны создать такую систему взаимоотношении с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.

6. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей. Родителям необходимо научиться регулировать степень психологической нагрузки на ребенка, которая не должна превышать его возможностей.

7. В отношениях к ребенку недопустим внезапный переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.

Результатом необходимых коррекционных воздействий должно быть развитие контроля у родителей за своим общением с ребенком, своими эмоциями и их внешним проявлением.

Ошибки воспитания, приводящие к невротизации детей

Часто родители из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, допускают грубые просчеты, травмирующие детей, деформирующие их психику. Родители бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей. В этой связи можно выделить несколько групп факторов, отражающих специфику неправильного воспитания, которая может привести к возникновению неврозов у детей. Психолог должен уметь диагностировать не только психологический климат в семье и взаимоотношения детей с родителями, но и разбираться в особенностях тех моделей воспитания, которые приводят к нервозности детей. Охарактеризуем наиболее типичные из них.

Первая группа факторов.

Родители не способны справляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей. В воспитании отражаются неблагоприятные личностные особенности родителей. Со стороны направленности личности это излишняя принципиальность, требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей. Со стороны характера — эгоцентризм родителей, внутренняя конфликтность, тревожная мнительность. Такие родители настойчиво стремятся создать идеальный образ ребенка, ожидая от него то, в чем они сами оказались личностно несостоятельными. Родители при этом болезненно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям.

К этой же группе факторов можно отнести большое количество взрослых, прямо или косвенно принимающих участие в воспитании, которые нередко заменяют собой родителей. В эту группу следует включить и односторонний характер воспитания: речь идет о доминировании матери и бабушки в воспитании. Подобная ситуация особенно неблагоприятна для личностного развития мальчиков. Инверсия воспитательных ролей также неблагоприятно сказывается на детях, особенно в тех случаях, когда мать играет роль "отца", что сопровождается усилением требовательности, ужесточением санкций и физических наказаний детей.

Вторая группа факторов.

Преобладание рационального аспекта в воспитании в виде большого количества моральных предписаний и требований, его заорганизованность, формальность в ущерб детской непосредственности. Результатом рационального характера воспитания будет недостаток воображения и гибкости у детей. В отличие от сверстников они нередко затрудняются в выборе свободной темы для разговора, не знают, как вести себя в новой ситуации, боятся выразить свои чувства и сделать что-то не так, как нужно. Сюда же относится недостаточное внимание к половым аспектам в формировании личности детей, так называемое бесполое воспитание, нивелирование психологических особенностей формирования личности мальчика или девочки.

Третья группа факторов.

Непонимание своеобразия детей, возрастных особенностей формирования их личности, семейных конфликтов. Данная группа факторов обычно включает в себя:

1. Непринятие в отношениях с детьми. Как правило, это ситуация, когда ребенок "не тот", кто ожидался, кто устраивает, а "тот, кто создает проблемы", омрачает существование и мешает профессиональной карьере.

2. Негибкость воспитания, что подразумевает отсутствие альтернатив, заданность, некоторую косность суждений.

3. Неравномерность воспитания, включающая в себя главным образом недостаток эмоционального контакта с детьми в первые годы их жизни и избыток в последующие годы.

4. Непоследовательность воспитания, которая препятствует формированию устойчивого "Я" у детей и создает состояние тревожного ожидания и неуверенности в себе.

5. Несогласованность воспитания — социально-психологическая характеристика, обусловленная доминированием в нем одного из взрослых, наличием конфликтной структуры семейных отношений и трудностью сочетания установок родителей. По данным многих авторов, близость взглядов на воспитание связана с удовлетворенностью семейными отношениями, отсутствием напряженных отношений у родителей, их взаимопониманием и сходством характеров.

Четвертая группа факторов.

Неблагоприятные личностные изменения у родителей:

1. Тревожность в отношениях с детьми как следствие гиперсоциальных и тревожно-мнительных черт характера у родителей, их невротического состояния. В целом тревожность действует отрицательным образом на психическое развитие детей, сопровождаясь снижением у них активности и уверенности в себе.

2. Аффективность в обращении с детьми, что подразумевает эмоционально бурные проявления родителями своего раздражения и недовольства. Обычно это крик, ругань, угрозы в отношении детей. Родители переживают затем крайности своего отношения, квалифицируют их как "срывы". При этом отсутствие изменений в поведении детей порождает чувство безысходности и отчаяния, что рано или поздно вновь приводит к критическому моменту.

3. Гиперсоциальность, которая вкупе с тревожностью и эффективностью составляет наиболее типичную триаду отклонений в воспитании детей с неврозами.

4. Доминантность, или властность, в отношениях с детьми, означающая безапелляционность, категоричность и директивное суждений родителей, стремление подчинить себе детей и добиться беспрекословного послушания.

5. Недоверие к детям, их возможностям, собственному опыту. Как правило, это субъективно сформулированное мнение родителей о неспособности детей к самостоятельным действиям.

6. Недостаточная отзывчивость в отношениях с детьми, что подразумевает недостаток эмоционатьно-теплых и непосредственных чувств к детям. Эмоциональная тупость может быть также обусловлена интровертированными чертами личности родителей.

7. Противоречивость в отношениях с детьми, которая подчеркивает сложность, проблемность, непоследовательность и взаимоисключаемость воспитательных подходов в семье. Противоречивость отношений родителей является выраженным психогенным фактором, способствующим возникновению внутреннего конфликта у детей.

Пятая группа факторов.

Это базисные характеристики воспитания:

1. Забота— ведущий фактор воспитания. Как правило, повышенный уровень заботы нужен не столько детям, сколько родителям: забота о детях восполняет нереализованную потребность родителей в привязанности и любви.

2. Гиперопека. Невротические проявления у детей чаще вызывает гиперопека со стороны кого-либо из родителей. Так, можно выделить следующие мотивационные аспекты гиперопеки у матерей:

• беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и тревожно-мнительными чертами характера;

• психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком;

• страх одиночества;

• подчеркнутая потребность в признании;

• доминирование в отношениях с окружающими, феномен подчинения и зависимости;

• необщительность;

• невротизм.

3. Любовь родителей к детям. Например, мать любит не столько реального ребенка, сколько некую модель идеального, с ее точки зрения, ребенка. Любовь проявляется лишь тогда, когда ребенок во всем оправдывает ожидания и требования взрослых.

4. Контроль за детьми. Это необходимый инструмент социализации и одно из условий формирования самосознания личности. Условно контроль разделяется на отношение к дисциплине и конкретное выражение в виде санкции. Чрезмерный контроль или строгая дисциплина в семье выражаются стремлением родителей:

• во всем контролировать детей, проверяя каждый их шаг;

• следить за их попытками сделать что-либо по-своему;

• ограничивать активность и самостоятельность;

• предписывать образ действий;

• часто запрещать;

• ругать за малейшие промахи и недостатки;

• прибегать к различным санкциям.

5. Обучение. Характерно стремление родителей к чрезмерно раннему обучению — привитию навыков самостоятельности, самоконтроля и гигиены. Здесь встречаются чрезмерно ранняя рационализация чувств и завышенный уровень притязаний родителей в отношении успехов детей, которые должны скорее соответствовать взрослым стандартам поведения, чем быть детьми с их непосредственным и искренним поведением.

6. Интенсивность воспитательных мероприятий, которая выражается феноменом психологического прессинга — избыточного морального давления на детей, что создает у них непосильную нервно-психическую нагрузку с ведущим первосигнальным типом восприятия.

Рассмотренные особенности воспитания чаще всего являются предпосылками появления невротических реакций, при этом чем больше их задействовано в той или иной семье, тем больше риск появления расстройств у детей. Охарактеризованные наиболее типичные ошибки воспитания и указанные модели, приводящие к невротизации детей, следует рассматривать как случаи, нуждающиеся в обязательной коррекционной работе психолога с родителями. Естественно, что ОГЛАВЛЕНИЕ данного пособия не охватывает все вопросы и проблемы становления этого нового и очень важного дела, однако упомянутые направления работы должны помочь детским психологам-практикам в организации и функционировании психологической службы в дошкольных учреждениях.