Методика расчета конкурентоспособности по показателю "балл успеха"

Простой балльный показатель конкурентоспособности по своему содержанию соответствует варианту "2b" конструирования сравнительных оценок (см. рис. 16.2), когда предполагается использование индивидуальных сравнительных оценок в "готовом" виде. В целом показатель соответствует зависимости (17.1), где все веса приняты равными единице.

В наиболее простом виде возможно применение двухуровневых характеристик zi Рассмотрим две градации – когда "наш" продукт превосходит продукт сильнейшего конкурента или равен ему, принимается zi=1. Иначе – если конкурент лучше – принимается zi = 0.

Для характеристики совокупного влияния, например, трех свойств продукта применяется комплексный показатель "балл успеха" в виде суммы оценок конкурентоспособности по каждому фактору:

w = z1 + Z2 + Z3 ,

который рассчитывается для каждого продукта.

При двух факторах показатель принимает три значения – 0, 1, 2 (табл. 17.3).

Таблица 17.3

Уровни показателя w

z1

z2

Хуже

Лучше

Лучше конкурента

1

2

Хуже конкурента

0

1

При трех факторах и двух уровнях по каждому из них все возможные варианты уровней показателя располагаются в ячейках трехмерной матрицы, но также могут быть представлены на плоскости в виде двухмерной комбинационной табл. 17.4, которая должна быть дополнена еще одной графой для перечисления продуктов с соответствующими уровнями показателя.

Таблица 17.4

Уровни показателя "балл успеха" при трех факторах

Фактор

Балл,

z1

z2

z3

w

Лучше (+1)

Лучше

Лучше

3

Лучше

Хуже

2

Хуже

Лучше

2

Хуже

Хуже

1

Хуже (0)

Лучше

Лучше

2

Лучше

Хуже

1

Хуже

Лучше

1

Хуже

Хуже

0

Поскольку показатель принимает четыре значения 0, 1, 2, 3, то в соответствии с этими значениями имеется возможность провести классификацию всех продуктов по степени конкурентоспособности на четыре класса: 1) "забытые" при w = 0; 2) "замеченные" при w = 1; 3) "развивающиеся" при w = 2; 4) "успешные" при w = 3. Данная терминология характеризует степень внимания к продукту со стороны маркетологов.

Простой балльный показатель конкурентоспособности предприятия

Для характеристики конкурентоспособности предприятия по всем продуктам в его ассортименте можно применить комплексный показатель в виде средней величины:

где j – порядковый номер продукта предприятия; п – число продуктов в портфеле; wj – уровень конкурентоспособности для j-го продукта; г – порядковый номер свойства; т – число свойств; zij – сравнение j-го продукта по i-му свойству. Максимальный уровень показателя W равен трем баллам, поскольку рассматривается средняя арифметическая величина с максимальным усредняемым значением равным трем.

Методика расчета простого балльного показателя с трехуровневыми факторами

На практике применение двухуровневых показателей часто недостаточно, поскольку при этом не выделяется ситуация, когда "паше" и конкурирующее предприятие близки по рассматриваемой характеристике. На практике это потребовало бы очень точного сравнения, что не всегда осуществимо при использовании метода экспертных оценок. Таким образом, очевидна целесообразность применения трехуровневых оценок факторов: 1) zi.= +1, когда "наше" предприятие лучше; 2) zi = 0, когда сравниваемые предприятия приблизительно одинаковы; 3) zi.= -1, когда "наше" предприятие уступает конкуренту.

В результате все продукты будут разделены на семь классов, поскольку показатель конкурентоспособности для каждого продукта может принимать семь значений: -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3. Для качественной характеристики продуктов некоторого класса могут применяться следующие названия продуктов в каждом классе: а) "заброшенные" при w = -3; б) "забытые" при w = -2; в) "замеченные" при w = –1; г) "под присмотром" при и• = 0; д) "развивающиеся" при w = 1; е) "успешные" при w = 2; ж) "очень успешные или превосходные" при w = 3.

Уровень показателя конкурентоспособности для всего предприятия в виде средней величины W можно также записать в виде W = Σfw/Σf, где f – число одинаково оцененных продуктов, может изменяться от -3 (минимальный балл) до +3 (максимальный балл). Нулевое значение соответствует равенству нашего предприятия с рассматриваемым конкурентом. Суммирование осуществляется по классам с номерами от 1 до 7.