Методика работы над правильностью и беглостью чтения

Правильность чтения — правильная раскодировка текста, чтение без ошибок, без искажений звуко-буквенного состава слов текста.

В методике обучения чтению выделяют разные типы ошибок в чтении.

На начальных этапах становления навыка чтения имеют место грубые ошибки в чтении — те, которые проявляются в искажении звуко-буквенного состава слов и приводят к дефектам понимания текста младшими школьниками. Виды грубых ошибок: пропуск элементов текста (строчек, фраз, слов, слогов); перестановка элементов текста (букв и слогов в слове, слов, строчек текста); произвольная вставка новых элементов (букв и слогов в слова, слов в предложения); замена элементов текста. Чтению младших школьников свойственны также и негрубые ошибки: повторы элементов текста (букв, слогов, слов); неправильное ударение или чтение слов без ударения (по слогам); непредвиденные паузы, остановки в середине текста (в середине фразы, слова и т.д.). К таким же недочетам чтения младших школьников можно отнести орфографическое чтение — озвучивание текста в соответствии с написанием, а не с нормами произношения; со временем учащиеся овладевают орфоэпическим чтением. Данные ошибки считаются серьезными недочетами в чтении опытного чтеца. Для младших же школьников подобные факты при чтении являются закономерными в процессе становления целостной структуры навыка чтения. Частые повторы можно квалифицировать как регрессии на ранних этапах формирования навыка чтения, частые паузы -это необходимые в процессе чтения остановки (фиксации), во время которых происходит забор воздуха в легкие (дыхание младших школьников не отрегулировано), а также осмысление оперативных единиц чтения.

Причинами грубых ошибок в чтении младших школьников являются: несовершенство психических процессов, задействованных при чтении — зрительного восприятия, памяти, внимания (особенно произвольного), мышления, воли, воображения; слабо отработанные процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии текста.

Часто причиной ошибок является несовершенство процессов антиципации у читателей этого возраста. Антиципация (предвосхищение, догадка) — важное читательское качество, которое характеризует весь процесс восприятия текста — содержания, стиля, авторской принадлежности, жанра; формируется данное качество в течение длительного времени. Догадка в младшем школьном возрасте действует на уровне восприятия отдельных элементов текста — группы букв, слова, синтагмы, предложения; это приводит к неверным результатам раскодирования текста. Так, второклассники при чтении рассказа Л. Толстого "Котенок" допустили такие грубые ошибки в чтении: вместо ветер дети прочитали вечер (замена); вместо котенка — кота (пропуск), вместо мяучит — мучает (пропуск и вставка одновременно); вместо солома — сомола (перестановка слогов).

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, прочитанных в единицу времени, например к концу первого учебного года школьник должен читать со скоростью — 30—40 слов в минуту. Скорость чтения должна приближаться к скорости устной речи. У человека темп речи индивидуален. Скорость (беглость) чтения зависит от темперамента, скорости реакции, биологических и возрастных особенностей человека.

Беглость как техническая сторона навыка чтения не может быть самоцелью, скорость чтения непосредственно связана с осознанностью. Л. С. Выготский писал: "Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью, скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения"[1]. Быстрое чтение — это сплошное чтение, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного. Быстрое чтение обеспечивает более высокое качество понимания, нежели медленное.

Методисты начального обучения[2] ввели понятие порогового уровня скорости чтения младших школьников — чтения со скоростью не ниже 50 слов в минуту. Для чтения ниже порогового уровня характерно отставание понимания (осознания содержания) от непосредственного процесса чтения. Для увеличения беглости чтения следует систематически работать над устранением нежелательных явлений в чтении младших школьников, например уменьшать количество регрессий и фиксаций. Скорость чтения можно также повысить за счет увеличения поля чтения. При чтении вслух сдерживающим фактором выступает несовершенная артикуляция младших школьников, поэтому необходимы упражнения для тренировки артикуляции.

Работа над правильностью и беглостью чтения состоит в систематических упражнениях, проводимых на уроках литературного чтения. Правильность и беглость тесно связаны, имеют общую психофизиологическую природу, для совершенствования этих сторон навыка чтения могут использоваться одинаковые комплексы упражнений.

В последнее время созданы специальные пособия для отработки технической стороны навыка чтения. Так, О. В. Джежелей подготовила книги, которые помогут в формировании у младших школьников правильности и беглости чтения, совершенствовании процессов зрительного восприятия и антиципации. Это учебник-задачник "Почитай-ка", задачник "Я расту", пособия "Подскажи словечко" и "Помогайка". Подобные пособия созданы Л. Ф. Климановой[3], М. И. Омороковой[4], Л. А. Павловой[5].

В учебной хрестоматии О. В. Кубасовой имеются упражнения для отработки правильности и беглости чтения, составленные на материале читаемых текстов. Особенно много таких упражнений в учебниках для учащихся первого и второго классов. В первой части учебника для второклассников имеются специальные разделы "Читаем правильно", "Читаем быстро", упражнения которых помогают организовать работу над совершенствованием зрительного анализатора учащихся. Для этого группируются слова с одинаковым корнем: мороз — морозить — заморозить (например, в упражнении к сказке "Два мороза")[6]. К слову из текста можно подобрать не только однокоренное слово, но и слово-пароним или слово, отличающееся одной-двумя буквами: увидел — увидал, зарылась — закрылась. Такие упражнения формируют произвольность восприятия, нацеливают учащихся на внимательное отношение к слову. Часто используется упражнение на многократное прочтение слов: сначала плавное, по слогам, а потом целыми словами. Такие упражнения составляются из длинных слов читаемого текста: при-го-ва-ри-ва-ю — приговариваю.

Для тренировки беглости чтения в учебнике О. В. Кубасовой приводятся ритмичные стихи М. Бородицкой, Е. Благининой, а также скороговорки. Подобные упражнения позволяют вовремя снимать возникающие в процессе чтения технические трудности, способствуют формированию положительного отношения к чтению. К сожалению, не во всех современных учебниках имеются такие упражнения, поэтому учителю их приходится составлять на основе текста литературного произведения из учебной хрестоматии.

Приведем примеры упражнений, которые целесообразно провести при работе над рассказом М. Пришвина "Ребята и утята".

Упражнения

1. Чтение группы слов с одинаковыми приставками, при этом часть слов взята из текста, остальные добавлены учителем {перевести, перелетала, перелётывала, перебегала).

2. Чтение ряда однокоренных слов (свист, свистеть, свистунок), который составлен путем подбора однокоренных слов к длинному слову (свистунок) из текста.

3. Выбор нужного слова из скобок: маленькая дикая (курочка, белочка, уточка),

4. Обнаружение ошибки в предложении из текста (Маленькая дикая удочка чирок-свистунок решилась, наконец, перевести своих утят из леса па свободу).