Методика проверки законности содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО.

В целях обеспечения эффективности проверок соблюдения требований закона, регламентирующего сроки содержания граждан под стражей на всех стадиях уголовного судопроизводства, такие проверки целесообразно проводить с участием представителей заинтересованных структурных подразделений аппарата прокуратуры субъекта РФ (например, осуществляющих надзор за следствием, дознанием и ОРД, за соблюдением законодательства о несовершеннолетних). Наличие правовых и фактических оснований для содержания заключенных под стражу в СИЗО прокурор устанавливает по личным делам, хранящимся постоянно в отделе специального учета. При проверке следует выяснять, имеются ли предусмотренные ст. 108 или 466 УПК конкретные основания для содержания подозреваемого или обвиняемого под стражей в СИЗО.

Нельзя в ходе проверки ограничиваться выяснением одного лишь факта наличия предусмотренных законом документов, соответствия их реквизитов предъявляемым требованиям. Прокурор должен удостовериться в соответствии данных документов положениям закона, регламентирующим основания и порядок применения рассматриваемой меры пресечения. Следует обращать внимание на случаи заключения под стражу за преступления, наказание за которые в виде лишения свободы Особенной частью УК не предусмотрено; определять, не нарушен ли в отношении несовершеннолетних возрастной предел привлечения к уголовной ответственности; выяснять, отменена ли мера пресечения в случаях прекращения дела, вынесения по нему судом оправдательного приговора, осуждения к наказанию, не связанному с лишением свободы, и т.п.

Особого внимания со стороны прокурора требуют случаи содержания под стражей лиц, в отношении которых рассматривается вопрос о выдаче иностранному государству. Необходимо помнить, что основанием для заключения под стражу таких лиц может являться решение судебного органа иностранного государства. При осуществлении надзора за законностью содержания лиц данной категории в СИЗО следует руководствоваться требованиями гл. 54 УПК и указания Генпрокурора РФ от 18.10.2008 № 212/35 "О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения".

Не выходя за пределы предоставленных полномочий, прокурор должен выяснить, учитывались ли при избрании и продлении меры пресечения обстоятельства, предусмотренные ст. 97, 98, 108 УПК, подтверждающие необходимость применения именно этой меры пресечения. Пристальное внимание следует уделить законности ареста и целесообразности дальнейшего содержания под стражей несовершеннолетних, престарелых, женщин, находящихся в состоянии беременности и имеющих малолетних детей, а также лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления небольшой или средней тяжести. Поскольку из документа, являющегося основанием для заключения лица под стражу, часто невозможно получить исчерпывающий ответ на вопрос об обоснованности ареста, требуется внимательно относиться к обращениям подозреваемых и обвиняемых и при наличии подтвержденных сомнений в обоснованности избрания меры пресечения принимать меры по устранению допущенных нарушений.

Надлежит также учитывать, что максимальный срок содержания под стражей на стадии досудебного производства в соответствии с требованиями ст. 109 УПК не может превышать 18 месяцев. ОГЛАВЛЕНИЕ подозреваемых и обвиняемых под стражей свыше установленного законом срока является грубым нарушением их прав. При осуществлении надзора за соблюдением установленных действующим законодательством сроков содержания под стражей прокурор должен руководствоваться требованиями ст. 109 и 255 УПК и приказа Генпрокурора РФ от 02.06.2011 № 162. Исходя из положений данных нормативных правовых актов, прокурору при проверке необходимо обращать внимание на следующие обстоятельства: а) не превышено ли установленное законом время фактического нахождения лица под стражей с момента задержания в порядке ст. 91 УПК; б) не превышено ли время, в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или выдаче его России в соответствии со ст. 460 УПК и до направления прокурором дела в суд.

Непосредственно в СИЗО выявить факты нарушения срока содержания под стражей можно путем опроса подозреваемых и обвиняемых, изучения их личных дел, а также учетных документов отдела (группы) специального учета СИЗО. Проверяя соблюдение сроков, прокурор должен обратить внимание и на соблюдение установленного УПК порядка продления этих сроков. Истечение установленного законом срока содержания подозреваемого или обвиняемого под стражей является согласно ст. 49 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ основанием для освобождения их из-под стражи. При обнаружении лиц, содержащихся под стражей без законных к тому оснований, в том числе ввиду истечения сроков содержания под стражей, прокуpop в соответствии с требованиями п. 2 ст. 33 Закона о прокуратуре, ст. 49 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ и ч. 2 ст. 10 УПК обязан немедленно освободить их своим постановлением. В данном случае установленная ч. 4 ст. 110 УПК прерогатива суда отменять либо изменять меру пресечения в виде заключения под стражу, избранную на основании судебного решения, не нарушается. В связи с тем что срок действия судебного решения истек, прокурор принимает решение на основе положений закона и в соответствии с конституционными принципами (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ).

При проверках недопустимо оставлять без внимания факты нарушения судами уголовно-процессуального законодательства. Прокурорам, на которых надзор за исполнением законов в СИЗО возложен по распределению обязанностей, целесообразно наладить систему получения в СИЗО сведений о количестве, анкетных и процессуальных данных лиц, в отношении которых судами допущено нарушение процессуальных сроков рассмотрения уголовного дела. В случае выявления систематических фактов судебной волокиты в зависимости от конкретных обстоятельств прокурору следует рассмотреть возможность информирования об этом председателей соответствующих судов.

Согласно ст. 108 УПК лицо, в производстве которого находится уголовное дело, обязано уведомить кого-либо из близких родственников обвиняемого, при их отсутствии – других родственников о месте его содержания или об изменении места содержания под стражей. По личным делам арестованных и документам отдела (группы) специального учета СИЗО прокурор проверяет направление таких извещений. По каждому факту нарушения указанных требований закона должны быть приняты меры прокурорского реагирования.

Необходимо иметь в виду, что помимо подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, закон допускает возможность содержания в СИЗО осужденных, приговоры в отношении которых вступили в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания в виде лишения свободы. В соответствии с требованиями ст. 75 УИК срок содержания осужденного в СИЗО после поступления извещения о вступлении приговора, которым он осужден, в законную силу, не может превышать 10 дней. Путем опроса осужденных, ознакомления с их личными делами и учетными данными отдела (группы) специального учета СИЗО прокурор выявляет соблюдение установленного указанной статьей срока направления осужденных для отбывания наказания в исправительные учреждения.

На основании справок по личным делам и попутных списков, формы которых устанавливаются Инструкцией о работе отделов (групп) специального учета следственных изоляторов и тюрем (утв. приказом Минюста России от 23.06.2005 № 94-дсп), прокурор может сделать вывод об обоснованности приема в СИЗО осужденных, следующих транзитом.

К лицам, которые могут находиться в СИЗО в соответствии с требованиями УИК, относятся также: а) осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, если необходимо их участие в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) или при необходимости участия их в указанном качестве в судебном разбирательстве; б) осужденные к лишению свободы, оставленные с их согласия для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО; в) осужденные к лишению свободы на срок не свыше шести месяцев, оставленные в СИЗО с их согласия. Проверяя законность содержания в СИЗО лиц указанных категорий, прокурор должен устанавливать наличие для этого оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 74, ст. 77, ст. 77.1 УИК. Согласие на оставление осужденного или перевод его в СИЗО дает руководитель следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ или его заместитель либо приравненный к нему руководитель специализированного следственного органа либо его заместитель, руководитель территориального следственного органа по субъекту РФ, следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) или его заместитель. В случае выявления постановлений, санкционированных иными должностными лицами, или по иным основаниям, не указанным в законе, прокурор требует от администрации СИЗО направить осужденного в исправительное учреждение.

При наличии судебного решения об оставлении или переводе осужденных в СИЗО по не предусмотренному ч. 2 ст. 77 УИК основанию следует рассмотреть вопрос об оспаривании противоречащего закону решения. В случае устойчивости подобной практики в деятельности судов необходимо использовать возможности информирования руководителей соответствующих судов о несоответствии закону складывающейся практики.

Значительное количество нарушений законов прокурорами выявляется при проверках соблюдения оснований и порядка оставления осужденных для отбывания наказания в СИЗО, поэтому особенно тщательно следует выяснять наличие правовых и фактических оснований при принятии решения об оставлении в СИЗО для отбывания наказания каждого осужденного. С этой целью важно удостовериться, отвечают ли всем установленным законом критериям лица, в отношении которых принято решение об оставлении в СИЗО (осужденные, ранее не отбывавшие наказание в виде лишения свободы, которым наказание назначено в исправительной колонии общего режима).

Факт отбывания осужденным лишения свободы устанавливается по документам, имеющимся в личном деле, в том числе по предыдущим приговорам, справке о судимостях (форма № 103) и др. При решении вопроса о признании лица отбывавшим наказание в виде лишения свободы нужно руководствоваться разъяснениями, данными в п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 12.11.2001 № 14 "О практике назначения судами видов исправительных учреждений", где сказано, что ранее отбывавшим лишение свободы следует считать лицо, которое за совершенное им в прошлом преступление было осуждено к наказанию в виде лишения свободы и отбывало его в исправительной колонии, тюрьме, лечебном исправительном учреждении, лечебнопрофилактическом учреждении (ст. 74 УИК) либо в СИЗО для производства следственных действий, участия в судебном разбирательстве или в связи с оставлением для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77–77.2 УИК), если судимость за это преступление не была снята или погашена на момент совершения нового преступления. Изучая личные дела осужденных указанной категории, прокурор должен установить наличие заявлений, в которых выражено их согласие на отбывание наказания в СИЗО, а также соответствующих приказов об оставлении, подписанных начальником учреждения.

При проверке законности содержания осужденных в СИЗО прокурору следует учитывать, что с их участием в данных учреждениях УИС может осуществляться ОРД, которая регламентируется Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и ведомственными нормативными правовыми актами. Поэтому, проверяя вопросы законности нахождения осужденных в СИЗО, прокурор должен удостовериться в том, что осужденный не находится в СИЗО в целях участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В ходе проверки прокурор должен обращать внимание на факты отказа со стороны администрации СИЗО в приеме в учреждение подозреваемых, обвиняемых и осужденных по медицинским показаниям. При сомнениях в обоснованности заключения медицинского работника СИЗО о необходимости срочного стационарного лечения лица, в приеме которого отказано, в целях объективной оценки данных обстоятельств целесообразно использовать возможности медицинских работников из неподведомственных ФСИН России организаций.