Закономерности воспитания

Рассмотрим теперь закономерности, действующие в воспитательном компоненте эдукационной системы. Согласно нашему определению они будут принадлежать к специфическим (частным), поскольку описывают связи только в подсистеме воспитания.

Закономерности воспитания – это общие, объективные, постоянные связи, существующие между явлениями и процессами воспитания. В воспитании одновременно действует множество закономерностей. Хотя на первый взгляд кажется, что в этом процессе много случайного, вызванного стечением обстоятельств, неконтролируемыми условиями, процессы и результаты воспитания глубоко обусловлены действием главных и не всегда видимых сил. Закономерности воспитания выражают связи и зависимости между его главными сущностями.

Как и в других процессах, здесь проявляется одновременное и комплексное действие многих связей. Одни из них относятся к отдельным аспектам (частям, компонентам) процесса, другие охватывают систему целиком, а есть и такие, действие которых выходит за пределы системы воспитания и распространяется на все процессы развития и формирования человека. Первые, как мы уже знаем, называются частными, вторые – общими, а третьи – всеобщими закономерностями воспитания.

Сфера действия общих закономерностей распространяется на всю систему эдукационного процесса. Напомним, что в них выражаются связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса. Общие закономерности включают в сферу своего действия связи в отдельных компонентах системы – частные (специфические, конкретные) закономерности. Такова иерархия закономерностей. В свою очередь, воспитательный процесс как часть более общего эдукационного процесса подчиняется своим специфическим закономерностям. В нем проявляются и связи, характерные для еще больших систем – развития и формирования, а сами эти системы – составные общей глобальной системы – человеческой жизни. Из этого еще раз следует вывод об огромной сложности и многогранности воспитания. Естественно, общие закономерности, которые будут проанализированы, не отражают всех связей; они лишь малая часть пронизывающих систему зависимостей.

Для практики воспитания важнее всего связать закономерными отношениями продуктивность (эффективность, качество) воспитательного процесса с теми компонентами, которые оказывают на нее наибольшее влияние. Итак, с одной стороны, мы фиксируем большой компонент (влияние, условие, действие), а с другой – продуктивность процесса воспитания.

Продуктивность процесса воспитания зависит от таких факторов, как:

1. Сложившиеся воспитательные отношения. В педагогическом процессе между воспитателями и воспитанниками возникают определенные отношения, которые играют весьма важную роль. Часто отношение воспитанника к педагогическим влияниям становится определяющим. От отношения к воспитанию и воспитателю зависит продуктивность данного процесса. В ходе воспитательного процесса постепенно формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения – весь тот комплекс причин и условий, который будет очень сильно и постоянно влиять на процесс. Сформировавшись, отношения определят уровень, силу и значимость воспитательного воздействия и взаимодействия, развитие процесса и его продуктивность. Воспитательные отношения могут быть негативными, когда воспитанник не воспринимает ни воспитателя, ни его права воспитывать, нейтральными и положительными. Негативное отношение нужно сначала исправить на положительное, а потом, опираясь на последнее, уже достигать цели. Воспитанник, с самого начала принявший позицию и требования воспитателя, привыкает к ним и не подвергает их сомнению, установленный порядок поведения кажется ему разумным. Совсем иначе развивается процесс у воспитанника с иной точкой зрения. Вот почему мудрая заповедь народной педагогики: если хотите хорошо воспитывать, добивайтесь расположения воспитанника – не что иное, как интуитивно понятое действие рассматриваемой закономерности.

2. Соответствие цели и организации действий по ее достижению. Понятие "организация" включает в себя упорядочение всех действий, отношений, форм и методов работы. В воспитательном процессе организуются также специальные воздействия, нейтрализующие, пресекающие негативное поведение воспитанников. Если организация воспитательного процесса не соответствует намеченной цели, то воспитательный процесс не достигает успеха. И наоборот: чем целесообразнее организована деятельность, способствующая воспитанию нужных качеств, чем эффективнее применяемые формы, средства и методы воспитания, чем лучше соответствуют они поставленным задачам, тем выше продуктивность воспитательного процесса.

3. Соответствие воспитания реалиям жизни. Иногда эту закономерность называют зависимостью воспитания от социальной практики. Действие ее мы уже многократно рассматривали на многочисленных примерах. Воспитание тысячами нитей связано с жизнью, предназначено для приспособления человека к жизни и поэтому не может ни существовать, ни развиваться вне этой связи. Воспитательный процесс характерен тем, что в нем школьник мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике. И какое же разочарование постигает молодых людей, когда они убеждаются в несоответствии знаний и жизни, слова и дела! Если воспитанием кто-то пожелает изменить жизнь, существующие отношения в лучшую сторону, то делать это нужно крайне осторожно и постепенно. Отрыв от практики незамедлительно выявляет несостоятельность воспитания. Оно сильно только тогда, когда черпает силы из окружающей жизни. При несоответствии воспитания и жизни всегда побеждает жизнь, посрамляя оторвавшееся от нее воспитание.

4. Действие объективных и субъективных условий (факторов). К субъективным условиям (факторам), как известно, относятся: воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения и др. Объективными условиями для развития воспитательного процесса можно считать материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др. В каждом конкретном случае сложное переплетение субъективных и объективных условий придает воспитанию неповторимый характер и весьма сильно влияет на его продуктивность. Чтобы получить воспитательный продукт заданного качества, должны быть созданы надлежащие условия.

5. Интенсивность процессов воспитания и самовоспитания. Самовоспитание, как мы уже знаем, – это деятельность воспитанника, направленная на совершенствование себя. В процессе самовоспитания школьник выступает собственным учителем. Самовоспитание зависит от содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста.

Воспитание как внешнее воздействие и самовоспитание как внутреннее строительство своей личности развиваются в неразрывном единстве. Самовоспитание сопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом. Понятно, что общая продуктивность воспитания будем во многом зависеть от того, с какой интенсивностью (силой, скоростью) идут оба процесса. Для успеха самовоспитания важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, мог заметить свои положительные качества и недостатки, силой воли преодолевать препятствия, мешающие воплощать жизненные планы. Все это – результат воспитания, которое тем успешнее, чем более ученик сам стремится совершенствоваться

6. Активность участников воспитательного процесса. Чем активнее развивается процесс педагогического взаимодействия, чем активнее его участники – воспитатель и воспитанники, чем больше они совместно трудятся для достижения намеченной цели, тем выше продуктивность воспитательного процесса. Фактически, когда мы говорим об активности участников, подразумеваем под этим силу и скорость развития процесса.

7. Эффективность сопутствующих воспитанию процессов – обучения, развития. Если несколько процессов развиваются одновременно и во взаимосвязи, то ускорение или замедление одних сразу же влияет на ускорение и замедление других. Развитие школьника выражается в качественном и количественном приросте действий, формировании у него новых качеств, черт характера. Воспитание улучшает развитие, которое прокладывает путь более успешному воспитанию. Если эти связи нарушаются, то возникают серьезные затруднения, которые самым неблагоприятным образом отражаются и на развитии, и на обучении, и на воспитании школьника.

8. Объем и качество воспитательного воздействия. Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью. Чем выше качество педагогического воздействия, чем больше его объемы (но не выше некоторого заранее установленного оптимума), тем выше продуктивность воспитания. Запущенность и недостаточная воспитанность подростков во многом объясняется тем, что в свое время они "недополучили" воспитания. Ими не занимались родители, не хватило времени и сил у школы.

9. Интенсивность воздействия на "внутреннюю сферу" воспитанника (Г. И. Щукина). Понятием "внутренняя сфера" обозначается система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности, рассматриваемой как целостное образование. Влияние окружения, преломляясь через опыт, потребности школьника, становится его личным достоянием. Именно в воспитательном процессе внешние влияния трансформируются во внутренние достижения ученика. Если влияния достаточно сильны, отвечают потребностям ребенка, если они вызывают активность самого школьника, то трансформация целей в мотивы самой личности происходит значительно легче и быстрее.

10. Соответствие воспитательного воздействия уровню воспитанности. Сразу высших уровней воспитанности никто не достигает. Нужно долго и постепенно выводить школьника на заданные уровни, опираясь на твердую почву того, что уже достигнуто воспитанием. Оторвавшись от имеющегося уровня воспитанности, воспитание сразу же "зависает" в неопределенности. Здесь много аспектов. Можно, например, указать на тот случай, когда интеллектуальный потенциал воспитанника не совпадает с другими параметрами развития. Тогда мы становимся свидетелями того, как ученик, легко и свободно оперирующий теоретическими познаниями, бывает неловок и неуклюж, выполняя элементарные практические действия, простейшие трудовые операции, физические упражнения.

11. Интенсивность и качество общения между воспитанниками. Если в обучении действует закон взаимообучения, то в воспитании проявляется закон взаимовоспитания, которое влияет на становление личности именно потому, что воспитывают сверстники и друзья. В этом случае цели и ОГЛАВЛЕНИЕ воспитания не только лучше понимаются, но и принимаются часто некритически и сразу. "С кем поведешься, от того и наберешься", – гласит народная мудрость, подтверждающая эту закономерность. Мы еще раз вспомним об этой закономерности, когда будем рассматривать современные технологии воспитания. Одна из сильнодействующих модификаций партнерской технологии, распространяемая в современном мире, носит название "Равный – равному". Суть в том, что воспитывают друг друга сами подростки. Того, кто станет воспитателем, специально готовят.

12. Согласование целей личности и целей общества (семьи, школы, СМИ и т.д.). Когда отдельный человек и все общество имеют одни и те же цели, согласованно двигаются в одном направлении, поддерживая друг друга, то эффективность воспитания каждого отдельного человека и воспитанность всего общества будет высокой. Не достигает высокого уровня воспитание, в котором цели человека и общества не совпадают. Тогда личное и общественное воспитание взаимно ослабляют друг друга. Этот закон хорошо знали и использовали в прошлом. Церковь бдительно следила, чтобы среди верующих не заводились еретики, во всех странах люди, не поддерживающие тот или иной строй, выдавливались за пределы государства (например, инакомыслящие в бывшем СССР высылались из страны). Из школ безжалостно исключались нарушители установленного порядка.

Общая закономерность подытожена на рис. 27.

Продуктивность воспитания зависит от:

сложившихся воспитательных отношений

соответствия цели и организации действий по ее достижению

соответствия воспитания реалиям жизни

действия объективных и субъективных условий (факторов)

интенсивности процессов воспитания и самовоспитания

активности участников воспитательного процесса

эффективности сопутствующих ему процессов – обучения, развития

объема и качества педагогического воздействия

интенсивности воздействия на "внутреннюю сферу" воспитанника

соответствия воспитательного воздействия уровню воспитанности

интенсивности и качества общения между воспитанниками

согласования целей личности и целей общества

Рис. 27. Зависимость продуктивности воспитания от факторов