Лекция 7. Методика использования различных источников в процессе изучения обществознания

Изучение различных источников, документов — одно из важнейших условий достижения целей курса "Обществознание". Использование текстов при изучении темы урока позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей, более прочное запоминание учебного материала; развить мышление учащихся, познакомить с методами, принципами научного познания; научить учеников самостоятельно мыслить, делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности, интересы; развивать умение школьников самостоятельно познавать и правильно оценивать окружающую действительность, ориентироваться в ней.

При изучении источников, как отмечает А. Т. Кинкулькин, важно соблюдать ряд требований: точное определение главного, наиболее существенного; соблюдение последовательности, постепенный переход от менее сложного к более сложному; выбор эффективных приемов и средств; возрастание сложности изучаемого материала и приемов работы учащихся, повышение требований к их самостоятельности; все более разносторонняя реализация межпредметных и внутрикурсовых связей; обеспечение преемственности в формировании умений учащихся работать с источниками знаний; повышение педагогического мастерства учителя.

От умения учителя отобрать источники, документы, определить место их включения в урок, организовать усвоение текста через применение наиболее эффективных методических приемов во многом зависит достижение педагогических целей урока. При отборе текстов следует учитывать, что они могут расширять, конкретизировать, актуализировать знания, но не перегружать их, служить основой для познания явлений прошлого и современности, быть органически связаны с программным материалом, быть доступными по содержанию и объему, содержать дополнительную информацию, способствовать развитию приемов мыслительной и учебной работы, познавательных способностей выпускников.

ОГЛАВЛЕНИЕ курса "Обществознание" позволяет систематически использовать различные документы. По мнению И. Я. Лернера, документ может выступать в качестве иллюстрации и конкретизации мысли, сообщенной учителем или учебником; как источник приобретения новой, но готовой информации; как источник самостоятельного приобретения знаний.

Большие возможности для использования источников, документов открываются при проведении уроков-лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий, собеседований, повторения, организации учебно-поисковой, дискуссионной деятельности, носильных научных исследований. Использование разнообразных источников зависит от целей и формы занятия, уровня подготовленности, интересов учащихся, замысла учителя. Основными типами источников являются:

— отрывки из произведений, написанных в прошлом (различные сочинения, философские, исторические и другие научные труды, предания, мифы и др.);

— фрагменты из современной литературы: научной, научно-популярной, художественной и др.;

— фрагменты нормативных, программных, международных правовых документов и др.;

- политико-идеологические документы (программные документы партий, движений, выступления политических деятелей и др.);

— газетная информация и публицистические материалы;

- энциклопедические, справочные, статистические материалы;

— учебник и учебные материалы.

При работе с текстом используются следующие приемы: чтение и анализ; выписки понятий, главных мыслей, выделение главной идеи, положения; комментированное чтение; коллективный разбор текста; обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений; определение различных подходов к общественно-историческому развитию, аргументации авторов; сравнительный анализ нескольких источников и нахождение разных способов решения проблем; формулирование обобщенных выводов; самостоятельная постановка вопросов к тексту и выявление сущности изучаемых явлений, теорий, учения, обобщенных принципов, ценностей, причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений; составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта, подготовка небольших сообщений, рефератов, сочинений в форме документа и т.д.

В качестве современного эффективного подхода к работе с источником можно отметить многоперспективный анализ, который способствует:

- конкретизации, иллюстрации, созданию большей убедительности материалов учебника и рассказа учителя;

- выработке исследовательских умений учащихся;

- выработке умений самостоятельного поиска и ориентации в разнообразных источниках информации;

— развитию критического оценочного мышления;

- получению многоплановых представлений о проблеме;

- формированию целостного взгляда на проблему. Материалы периодической печати служат ценной информацией о современных событиях внутренней и международной жизни, позволяющей определить личностное отношение учеников к фактам и явлениям действительности, сформировав умение использовать газету в качестве источника знаний, развивать познавательную самостоятельность и активность школьников при изучении учебного материала. В газетах содержится информация о внутренней и международной жизни, экономических, политических и других проблемах; диалоговые и другие публикации в виде информационных (заметка, репортаж, интервью), аналитических (статья, обозрение, корреспонденция), художественно-публицистических (очерк, фельетон, памфлет) материалов.

К иным немаловажным источникам, рекомендованным к применению при изучении курса "Обществознание", можно отнести законодательные акты, статистические источники, делопроизводственную документацию государственных органов и общественных организаций, судебно-следственные материалы, дипломатические документы, периодическую печать, мемуары, материалы сайтов.

Учитывая приемы работы с текстами, можно определить способы работы с печатными материалами:

а) для учителя: включение данных из газет в изложение нового материала; пересказ или прочтение отдельных газетных публикаций; анализ газетной информации и ее комментирование; использование материалов периодической печати для подготовки познавательных, проблемных заданий но материалам прессы; разработка памяток для комментирования событий внутренней и международной жизни;

б) для учащихся: чтение и комментирование газетных материалов по указанию учителя; коллективный анализ и подготовка ответов на вопросы учителя; выполнение самостоятельных заданий по подбору газетных материалов к определенной теме и определение места их включения в урок; подготовка небольших сообщений на основе собранных материалов, планов, таблиц, схем, диаграмм.

Работа с источниками позволяет развивать и формировать многие умения учащихся, в частности, вычленение главного, конкретизация обобщенной идеи, анализ, сравнение и сопоставление общественных явлений, выявление их взаимосвязи, различных подходов в оценке, оперирование полученными знаниями при рассмотрении конкретных фактов и явлений прошлого и социальной действительности, составление различных таблиц, схем, логических цепочек и пр.

Учебный текст, выступающий в качестве источника знаний и предлагаемый учащимся для изучения, должен содержать вопросы для учащихся, при составлении которых желательно обеспечить доминирование альтернативных, проблемных, аксиологических вопросов и заданий над репродуктивными, так как именно первые способствуют развитию умений критического мышления, логики, а также нравственному становлению личности школьников, учат их разбираться в мотивах и причинах тех или иных событий и человеческих поступков.

Тексты могут использоваться как при объяснении нового материала учителем (включение основных положений, идей документов в свой рассказ, цитирование), так и при самостоятельной работе учеников, ориентированной на достижение эталонных результатов. Немаловажное значение имеет подготовка учащихся к выполнению самостоятельной работы, дифференцированный подход к учащимся в процессе организации и проведения занятий, наличие заданий, их вариативность для фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Самостоятельная работа с источниками знаний будет более успешной, если учитель закладывает конкретную программу действий ученика в соответствии с определенной дидактической задачей и ОГЛАВЛЕНИЕм материала, учитывает подготовленность учащихся к работе с текстами. Представляется целесообразным использовать систему заданий с учетом трех уровней познавательной самостоятельности. Выбор уровней определяется как познавательными возможностями ученика, так и целями содержания обучения.

Так, воспроизводящий уровень предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана по известному ученикам типу и т.д.

На преобразующем уровне вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, преобразованием текста в сознании ученика; самостоятельный отбор, группировку фактов, идей и включение их в свой рассказ для углубления и конкретизации изучаемых вопросов, рассмотрения подходов авторов, их концепций общественного развития; составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовку небольших рефератов, докладов и пр.

На творческо-поисковом уровне даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой, исследовательской деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений и пр.

Значительную роль при выполнении самостоятельной работы играют памятки[1]. Приведем примеры памятки для решения познавательных задач и для выполнения учебно-практических заданий.

Памятка для решения познавательных задач

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи. С помощью словарей, справочников или учебника выясните непонятные термины.

2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

— определите, что дает условие для решения задачи;

— подумайте, какие знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться;

- подумайте, какими общими правилами познания следует руководствоваться при решении задачи.

3. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

4. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваши решения.

5. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

- соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;

— если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

- нет ли противоречий между вашими аргументами;

- нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

— можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

- не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы, помимо тех, которые намечены вами;

— готовы ли вы четко и убедительно изложить выводы и доказательства (факты, примеры, аргументы), объяснить, каким путем получен ответ.

Памятка для выполнения учебно-практических заданий

1. Уясните смысл требований (предписания) задания.

2. Продумайте, какие знания необходимы для выполнения задания, из каких источников их можно почерпнуть.

3. Продумайте план выполнения задания:

— наметьте вопросы, на которые надо получить ответы;

— определите, каким образом следует собрать необходимую для выполнения задания информацию (к каким источникам обратиться, с какими людьми побеседовать, какие объекты наблюдать);

- подумайте, как вы будете фиксировать необходимые данные;

- если задание выполняется в группе, распределите обязанности между ее членами;

— определите сроки выполнения задания (по этапам);

— обсудите с учителем или в группе намеченный план и при необходимости скорректируйте его.

4. Реализуйте составленный план.

5. Убедитесь, что задание выполнено полностью:

— оцените, достаточно ли собранных данных, надежны ли они, нет ли ошибок при подсчете;

— обдумайте собранную информацию, мысленно обобщите ее, сделайте практические предложения;

— проверьте, насколько доказательны ваши выводы и предложения (практические рекомендации);

— продумайте, все ли возможные выводы и предположения сделаны;

- уточните дополнительные вопросы, возникшие в процессе выполнения задания; учтены ли они в итоге выполнения задания.

6. Изложите результаты выполнения задания в соответствии с указанием учителя в устной, письменной или наглядной форме.