Методика диагностики уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассерман)

Социальная фрустрированность — это вид (форма) психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением индивида в социальных иерархиях. Предлагаемый опросник фиксирует степень неудовлетворенности личности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.

Испытуемым предлагается оценить тестовый материал в соответствии со следующей шкалой: 0 — полностью удовлетворен; 1 — скорее удовлетворен; 2 — затрудняюсь ответить; 3 — скорее не удовлетворен; 4 — полностью не удовлетворен. Эти оценки соответствуют количеству начисляемых за каждый ответ баллов.

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Удовлетворены ли вы?..

1. Своим образованием.

2. Взаимоотношениями с коллегами по работе (учебе).

3. Взаимоотношениями с администрацией на работе.

4. Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты, клиенты, учащиеся и т.п.).

5. ОГЛАВЛЕНИЕм своей работы в целом.

6. Условиями профессиональной деятельности (учебы).

7. Своим положением в обществе.

8. Материальным положением.

9. Жилищно-бытовыми условиями.

10. Отношениями с супругом (супругой).

11. Отношениями с детьми.

12. Отношениями с родителями.

13. Обстановкой в обществе (государстве).

14. Отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми.

15. Сферой услуг и бытового обслуживания.

16. Сферой медицинского обслуживания.

17. Проведением досуга.

18. Возможностью проводить отпуск.

19. Возможностью выбора места работы.

20. Своим образом жизни в целом.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Сумма набранных баллов делится на 20 (число вопросов)- По каждому пункту определяется уровень социальной фрустрированности:

• 3,5—4 балла — высокий уровень;

• 3,0—3,4 балла — повышенный уровень;

• 2,5—2,9 балла — умеренный уровень;

• 2,0—2,4 балла — неопределенный уровень;

• 1,5—1,9 балла — пониженный уровень;

• 0,5—1,4 балла — очень низкий уровень;

• 0—0,5 балла — фрустрированность отсутствует или почти отсутствует.

Диагностика переживания одиночества (Е. Е. Рогова)

Деятельность педагога постоянно протекает среди людей, однако внутренне учитель может ощущать себя непричастным к окружающим. В этом случае можно говорить о возникновении переживания одиночества. Ощущение одиночества сопровождается раздражением, отчуждением, депрессией. Оценить уровень переживания одиночества поможет опросник, разработанный Е. Е. Роговой.

Испытуемому предлагается ответить на ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства его личности. Варианты ответов: "да", "нет".

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Иногда я сомневаюсь, действительно ли моим знакомым интересно то, что я говорю.

2. С детства я окружен заботой и лаской.

3. Я тяжело переживаю свое одиночество.

4. Я стараюсь избегать оставаться в одиночестве.

5. К сожалению, меня не понимают в кругу моих знакомых.

6. Бывает, я чувствую, что я один на всей земле.

7. В детстве я обычно играл один.

8. Одиночество для меня безрадостно и неприятно.

9. У меня есть компания, в которой я могу развлечься и отдохнуть.

10. Одинокому человеку не на что надеяться в нашем обществе.

11. Мне иногда хочется, чтобы рядом был человек, на которого можно опереться.

12. Никому в действительности нет до меня дела.

13. Одиночество, как правило, доставляет мне радость, а не огорчение.

14. Если я захочу, то легко попадаю в любую компанию.

15. Я точно знаю, что в трудную минуту окружающие поддержат меня.

16. Иногда я чувствую себя изолированным от других.

17. Мои близкие тонко чувствуют мое состояние и настроение.

18. Мне одиночество больше напоминает серое пасмурное утро, чем солнечное ясное утро.

19. Если есть возможность, то я предпочитаю все делать сам.

20. Я чувствую, что я полезен и необходим окружающим.

21. Бывает, мне хочется побыть одному.

22. Люди вокруг меня, но не со мной.

23. Находясь в одиночестве, я чувствую себя хорошо.

24. Мне проще прочесть о том, что меня интересует в книге, чем узнать об этом у друзей.

25. Вся моя жизнь бесполезна.

26. Случается, что я не разделяю взглядов окружающих.

27. Часто я чувствую себя покинутым.

28. Мне скучно и неинтересно среди сверстников.

29. Я не люблю откровенничать даже с очень близкими людьми.

30. Мне не хватает поддержки людей, которые бы меня понимали.

31. Временами у меня возникают проблемы в общении с окружающими.

32. К сожалению, я часто не вписываюсь в компанию.

33. Когда я испытываю чувство одиночества, мне нелегко его преодолеть.

34. Общению с людьми я предпочитаю уединение.

35. У меня нет друзей, с которыми бы меня связывали общие интересы и увлечения.

36. Порой меня выбивает из колеи то, что я не имею возможности реализовать свои планы и замыслы.

37. Мне всегда не хватало по-настоящему хорошего друга.

38. Я чувствую себя несчастным, будучи отверженным другими.

39. Мне всегда хотелось вести дневник.

40. У меня много единомышленников.

41. Обстоятельства могут сложиться так, что я окажусь одинок.

42. Родители одобряют меня в моем выборе друзей.

43. Для меня невыносимо быть в одиночестве.

44. Лучший отдых для меня — чтение книги.

45. Думаю, что окружающие не готовы понять и принять мои высказывания.

46. Не в каждой группе я чувствую себя своим и желанным.

47. Я постоянно ощущаю себя одиноким.

48. Мне не нравится заниматься каким-либо делом в одиночку.

49. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.

50. Мне кажется, что окружающие сами часто не знают и не понимают, чего они хотят от меня.

КЛЮЧ

Вид

одиночества

Номер вопроса и вариант ответа

Временное

1

6

11

16

21

26

31

36

41

46

(ситуативное)

да

да

да

да

да

да

да

да

да

да

2

7

12

17

22

27

32

37

42

47

Постоянное

да

да

нет

да

да

да

да

нет

да

3

8

13

18

23

28

33

38

43

48

Эмоциональное

нет

нет

да

нет

да

да

нет

нет

нет

нет

4

9

14

19

24

29

34

39

44

49

Поведенческое

нет

нет

нет

да

да

да

да

да

да

да

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

Когнитивное

да

да

нет

нет

да

да

да

нет

да

да

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Полученные результаты сопоставляются с ключом. За каждое совпадение прибавляется I балл. Максимальное количество по каждому виду одиночества — 10 баллов. Различают следующие уровни переживания одиночества:

• 10—7 баллов — высокий уровень;

• 6—4 балла — средний (адаптивный) уровень;

• 3—0 баллов — низкий уровень.

Временное одиночество — наиболее распространенная форма такого состояния, относящаяся к кратковременным приступам одиночества. Реже наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких как смерть близкого человека или разрыв каких-либо отношений (при этом одинокий индивид после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество).

Постоянное одиночество развивается, когда в течение длительного времени индивид не может установить удовлетворяющих психосоциальных связей.

Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной привязанности с каким-либо лицом или разрыва подобных эмоциональных связей, если таковые уже были (положительные или отрицательные эмоции, связанные с переживанием одиночества; принятие или неприемлемость одиночества для индивида). Такое одиночество может возникать при эмоциональной холодности родителей и окружающих взрослых, отвержения со стороны сверстников.

Поведенческое одиночество проявляется в конфликте, потере связи с окружающими, отсутствии доступного круга социального общения (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности, невключенность в референтную для индивида группу). Такое одиночество может выражаться как активно (стремление, избегание), так и пассивно.

Когнитивное одиночество — состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной депривации (внутреннее ощущение одиночества, опустошенности). Оно может быть следствием резкой смены приоритетных установок во взаимоотношениях с окружающими, несовпадения интересов, взглядов.

Методика диагностики невроза (К. Хек, X. Хесс)

Методика предназначена для экспресс-диагностики вероятности невроза у испытуемого. Обследуемому предлагается ознакомиться с суждениями и ответить на них "да" или "нет".

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Я внутренне напряжен.

2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.

3. Я чувствую себя легкоранимым.

4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.

5. Часто без особых причин у меня возникает чувство безучастности и усталости.

6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.

7. Меня часто преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя я стараюсь от них избавиться.

8. Я довольно нервный.

9. Мне кажется, что меня никто не понимает.

10. Я довольно раздражительный.

11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.

12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.

13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.

14. У меня были очень странные и необычные переживания.

15. Мне бывает то радостно, то грустно без видимых причин.

16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.

17. Мое настроение легко изменить.

18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие .ноли.

20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.

21. Мое настроение часто меняется в зависимости от серьезной причины или без нее.

22. Иногда я испытываю чувство страха даже при отсутствии реальной опасности.

23. Критика или выговор меня очень ранят.

24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.

25. Иногда я слишком сильно беспокоитесь из-за незначительных вещей.

26. Я часто испытываю недовольство.

27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.

28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.

29. Большей частью я счастлив.

30. Я недостаточно уверен в себе.

31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.

32. Часто я чувствую себя просто скверно.

33. Я много копаюсь в себе.

34. Я страдаю от чувства неполноценности.

35. Иногда у меня все болит.

36. У меня бывает гнетущее состояние.

37. У меня что-то с нервами.

38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.

39. Самая тяжелая борьба .для меня — это борьба с самим собой.

40. Иногда я чувствую, что трудности велики и непреодолимы.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

За каждый утвердительный ответ начисляется один балл. Сумма баллов более 24 говорит о высокой вероятности невроза.