Методика аудита некоммерческих организаций

В ходе исследования разработана методика аудита НКО на примере ассоциаций и союзов. Данная методика может быть использована как основное руководство по проведению аудита НКО. Аудиторские фирмы, проводящие проверки, могут использовать данную методику при разработке внутрифирменных стандартов и руководств, устанавливающих обязательные к использованию общие и специфические принципы и подходы к аудиту.

Структурно методика включает в себя несколько разделов. В первом разделе представлены концепция и принципы проведения аудита. В втором разделе описаны некоторые технические аспекты практического применения положений и подходов методики. Методика содержит предложения по предварительной стадии аудита, методические подходы к сбору аудиторских доказательств и оценке результатов аудита.

В приложении к методике аудита НКО аудиторские фирмы должны представить разработанную техническую документацию, применяемую аудиторскими фирмами при выполнении процедур и технических приемов.

Рекомендованная в настоящей работе методика аудита в части специфики аудита некоммерческих организаций представлена на рис. 15.2.

Рис. 15.2. Основные разделы предлагаемой методики аудита НКО (ассоциаций и союзов)

Методика аудита НКО содержит рекомендации по выбору методов и приемов проверки, представленных как пояснения к процедурам.

Подход, описанный в данной методике, предусматривает оценку внутреннего риска, сильных сторон контрольной среды и определение профиля риска, составление рабочих документов аудитора при проведении практического аудита с использованием и без использования программных продуктов. Для выполнения необходимых оценок рекомендуется использовать разработанную техническую документацию.

Рекомендованная структура предлагаемой методики аудита в части специфики аудита НКО представлена в табл. 15.2.

Таблица 15.2

Основные разделы предлагаемой методики аудита некоммерческих организаций (ассоциаций и союзов)

Раздел методики

ОГЛАВЛЕНИЕ и структурное построение

1. Введение

Описание принципов и структуры

Методология аудита НКО

2. Согласование условий работы

Процедуры согласования условий работы

Письма об условиях работы

3. Сбор информации

Сбор информации о бизнесе с целью его понимания

Изучение учетной системы

Определение единиц аудита

4. Стратегия аудита

Оценка внутреннего риска

Определение планового уровня существенности

Предварительный аналитический обзор

Определение разделов, имеющих большое значение для аудита

Оценка контрольной среды

Профиль риска

Определение характера и объемов аудиторских процедур

Комбинированная работа

Последовательность аудита и плановая документация

5. Проведение аудита

Контрольные процедуры и тесты систем контроля

Независимые аналитические процедуры

Другие независимые процедуры

6. Контроль аудита

Разделение обязанностей. Обзор и консультации

Сотрудничество с другими аудиторами

Передача клиентов между фирмами

Передача клиентов внутри фирмы

Сотрудничество с совместными аудиторами

Доверие внутренним аудиторам

Обзор эффективности аудита

7. Формирование мнения и отчетность

Формирование мнения

Отчетность – национальные клиенты

Отчетность – международные клиенты

Мошенничество

Соблюдение требований законодательства РФ

Специальные аудиторские проверки

Другие задания, предполагающие представление отчета

Методика аудита НКО содержит рекомендации по выбору методов и приемов проверки, представленных как пояснения к процедурам. Целесообразно использовать следующие методы и приемы аудита.

1. Наблюдение. Предполагает непосредственное ознакомление с работой подразделений и структур некоммерческой организации.

2. Инвентаризация. Позволяет получить точную информацию о наличии имущества и ориентировочную информацию о состоянии и стоимости имущества НКО, его предназначении для ведения уставной деятельности, в том числе коммерческой и некоммерческой. Инвентаризации подлежат имущество и финансовые обязательства ассоциации и союза, непротиворечив их целевой установке НКО. Рекомендуется провести проверки в двух направлениях: 1) сверить учетные данные с фактическим наличием товарно-материальных ценностей; 2) сверить фактические запасы товарно-материальных ценностей с данными учетных записей.

3. Подтверждение. Для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств НКО, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме от третьей стороны (банка).

В ходе проведения аудита НКО аудитор проводит необходимые запросы:

• о рассматриваемых в судах делах (подтверждения адвокатов);

• пояснениях и заявлениях клиента по сложным и противоречивым вопросам, выявленным в ходе проверки (письменные ответы налоговых органов);

• экспертам, проводившим проверку отдельных объектов и вопросов (доверие экспертам);

• сервисным организациям, оказывающим услуги по обеспечению деятельности НКО.

4. Документальная проверка. Включает в себя следующие составляющие:

формальная проверка документов – заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций вплоть до первичного документа. Следует убедиться в правильном заполнении реквизитов, отсутствии неоговоренных исправлений, подчисток, в подлинности подписей;

арифметическая проверка расчетов (пересчет) – заключается в проверке точности бухгалтерских записей и источников документов, осуществляется выборочно;

• проверка по существу – законности, целесообразности, котировки документов.

5. Инспекция. Процедуры проверки временной определенности операций и соответствия их отражения в бухгалтерском учете фактическому времени совершения.

6. Подсчет. Техника аудита с применением компьютеров. Арифметическая проверка.

7. Встречная проверка. Применение в аудите ограничено, однако может быть использовано между подразделениями, между головной и дочерними или зависимыми.

8. Аналитические процедуры. Это анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявления неверно отраженных фактов хозяйственной деятельности. К типичным видам аналитических процедур относят:

• сопоставление остатков по счетам за различные периоды;

• сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со сметными показателями;

• оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;

• сопоставление финансовых показателей с отраслевыми.

9. Сканирование. Беглый просмотр пачки документов в надежде найти проблему.

10. Обследование. Личное ознакомление с проблемой с вниканием.

11. Специальная проверка. Привлечение специалистов по праву, по компьютерам.

12. Прослеживание. Процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно (или неправильно) отражены в бухгалтерском учете. Рекомендуется обратить внимание на нетиповые корреспонденции счетов.

13. Подготовка альтернативного баланса. Можно составить баланс израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции. Позволяет выявить отклонения от нормативного расхода сырья и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата.

14. Устный опрос персонала и третьей стороны. Для проведения типовых опросов можно готовить бланки с перечнем вопросов. Результаты опросов конспектируются с указанием фамилии опрошенных лиц.

15. Общие процедуры. Включают в себя:

• концепцию продолжения деятельности некоммерческой организации;

• переходящие процедуры;

• события после даты баланса;

• первые аудиты;

• сделки с заинтересованными сторонами;

• оценку окружающей среды;

• оценочные значения;

• сообщение аспектов аудита, представляющих интерес для руководства компании;

• сравнительные показатели;

• коммерцию (виды и формы проведения коммерческой деятельности, ее взаимосвязь с миссией и целевой установкой некоммерческой организации);

• аудит справедливой стоимости.

Целью аудита ассоциаций и союзов является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 1 "Цель и основные принципы аудита" говорит о следующем: "Несмотря на то что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности некоммерческой организации в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица".

В качестве источников информации используются данные учредительных документов, заявления членов НКО, данные аналитического и синтетического учета, отчетность, договора, счет-фактуры и другие документы.

В ходе проверки аудитор обязан разобраться в системе внутреннего контроля НКО, оценить ее надежность и принять решение, можно ли полагаться на проверенную систему в своей работе. Для этого аудитор использует свой опыт, знания данной конкретной ассоциации, союза, опросы персонала, инструкции и положения по методикам и процедурам работы бухгалтерии и функциональных подразделений, ознакомление с документами и записями, исследование хозяйственной деятельности предприятия.

С учетом выявленных недостатков системы внутреннего контроля в представленной методике рекомендовано аудиторам использовать соответствующие методические приемы (аналитические процедуры, пересчет, сверку расчетов, подтверждение и др.) и надлежащим образом документировать полученную информацию.

Выводы

1. Аудит НКО носит выраженный межсистемный характер. При его проведении должны использоваться методы бухгалтерского учета, ревизии, экономического анализа, современных информационных технологий.

Опыт развития основных стран мира показывает, что демократическая политико-экономическая система общества предполагает наличие трех взаимосвязанных и взаимозависимых секторов: государственного, коммерческого и некоммерческого. При этом социальная политика любого государства формируется как объект целенаправленного воздействия трех субъектов: государства, гражданского общества и частного бизнеса.

Некоммерческий, или так называемый третий, сектор позволяет в сотрудничестве с другими людьми реализовать свои возможности и самостоятельно решать свои проблемы и проблемы общества.

2. При организации аудита НКО помимо нормативных актов, используемых при аудиторских проверках, следует опираться на нормативные акты, регулирующие деятельность некоммерческих организаций, такие как Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Налоговый кодекс РФ.

3. Роль некоммерческих организаций в современной экономике России определяется их статусом и многообразием организационно-правовых форм.

4. Целью аудита некоммерческой организации является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемой некоммерческой организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

5. В ходе исследования разработана методика аудита некоммерческих организаций на примере ассоциаций и союзов. Данная методика может быть использована как основное руководство по проведению аудита некоммерческих организаций. Аудиторские фирмы, проводящие проверки, могут использовать данную методику при разработке внутрифирменных стандартов и руководств, устанавливающих обязательные к использованию общие и специфические принципы и подходы к аудиту.

6. Структурно методика включает в себя несколько разделов. В первом разделе методики представлены концепция и принципы проведения аудита. Во втором разделе описаны некоторые технические аспекты практического применения положений и подходов методики. Методика содержит предложения по предварительной стадии аудита, методические подходы к сбору аудиторских доказательств и оценке результатов аудита.

В приложении к методике аудита некоммерческих организаций аудиторские фирмы должны представить разработанную техническую документацию, применяемую аудиторскими фирмами при выполнении процедур и технических приемов.