Лекция 2. Закономерности роста и развития детского организма

В результате изучения материала данной главы студент будет:

знать

• общие законы индивидуального развития;

• закономерности развития организма в онтогенезе во взаимовлиянии наследственных факторов и внешней среды;

• возрастную периодизацию онтогенеза, особенности роста и развития в различные возрастные периоды;

• индивидуально-типологические особенности детского и подросткового организма;

• об организации оптимальных условий воспитания и обучения, обусловленных возрастными и индивидуально-типологическими особенностями;

уметь

• анализировать специфические черты детского возраста и их отражение в особенностях развития ребенка;

• выделять критические и сенситивные периоды развития различных психических функций и анализировать требования к условиям ухода, воспитания и обучения в эти периоды;

• определять физические и психофизические особенности и обусловленные ими требования к уходу, воспитанию и обучению в различные периоды онтогенеза;

• анализировать влияние возрастных и индивидуальнотипологических особенностей, акселерации и ретардации на поведение и деятельность ребенка и подростка;

владеть навыками

• оценки индивидуального развития;

• определения биологического возраста в различные возрастные периоды;

• определения типов телосложения;

• культурно-просветительной работы но возрастным и индивидуально-типологическим закономерностям развития у детей и подростков, по проблемам, связанным с акселерацией и ретардацией индивидуального развития.

Закономерности онтогенетического развития

Общие законы индивидуального развития

Появление термина "развитие" связано с именем У. Гарвея (1578–1657), который провозгласил известный принцип "Все живое происходит из яйца". При этом яйцо он представлял себе в виде взрослого, но многократно уменьшенного человека, окруженного оболочкой. Части такого "гомункулуса" Гарвей считал водянистыми, прозрачными, спутанными и извитыми, и для того чтобы стать видимыми, они должны были развиться (развернуться, распрямиться), а затем уже стать плотными. В дальнейшем слово "развиться" утратило свое первоначальное значение и стало употребляться для обозначения онтогенетических изменений.

В настоящее время термином "развитие" в физиологии принято обозначать морфологические и функциональные изменения, происходящие в организме человека и приводящие к совершенствованию организации и взаимодействия всех его систем. Развитие организма происходит неравномерно, оно включает в себя постепенные количественные изменения и качественные скачки. Количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны и находятся в диалектическом единстве: усложнение строения структур организма лежит в основе появления качественно новых функций. Развитие организма детей и подростков осуществляется путем увеличения массы и размеров тела и отдельных органов (рост), качественных изменений (развития физиологических систем организма) и имеет в своей основе поэтапную реализацию наследственной информации, заложенной при оплодотворении.

Важнейшие закономерности роста и развития детского организма:

– непрерывность;

– гетерохрония с явлениями опережающего созревания жизненно важных функциональных систем;

– "энергетическое правило скелетных мышц";

– "правило надежности биологической системы".

Непрерывность роста и развития. Количественные и качественные изменения (рост и развитие) тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга. В их основе лежат размножение, созревание и жизнедеятельность клеток, образующих ткани, которые осуществляются непрерывным образом на протяжении всей жизнедеятельности организма. Увеличение числа клеток и их размеров, т.е. количественные изменения, приводят к росту – увеличению длины, объема и массы тела детей и подростков; процессы роста тесно связаны с качественными изменениями, проявляющимися в развитии и совершенствовании определенных функций. Так, например, развитие двигательной системы связано с увеличением мышечной массы и изменением свойств мышечной ткани, а также с совершенствованием нервно-мышечной регуляции, развитием отделов нервной системы, обеспечивающих двигательные функции. Качественное совершенствование двигательных функций в свою очередь способствует созреванию мозговых структур, обеспечивающих двигательную активность.

Гетерохрония развития органов и тканей – неодновременнсть и неравномерность роста и развития различных структур организма (от греч. heteros – другой, chronos – время). Наиболее важные для жизнеобеспечения органы и системы развиваются в первую очередь. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе внутриутробного развития; мозг опережает в своем росте и темпах развития другие органы: у новорожденных он достигает 25% веса мозга взрослого человека, у пятилетнего ребенка – 90%; иммунные органы, содержащие лимфатическую ткань (миндалины, аппендикс, селезенка) достигают максимального развития в дошкольном и младшем школьном возрасте, затем постепенно подвергаются обратному развитию до уровня, характерного для взрослых. Закон гетерохронии распространяется не только на темпы роста разных органов и тканей, по и на темпы созревания функциональных систем.

Учение о системогенезе, вытекающее из учения о гетерохронии, было выдвинуто и разработано П. К. Анохиным в 1970-х гг. Согласно его положениям функциональные системы как функциональное объединение различно локализованных структур, направленное на получение конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система акта сосания; функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве и др.), созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму наилучшую адаптацию в различные периоды онтогенетического развития.

На стадии эмбрионального развития системогенез как общая закономерность развития проявляется как ускоренное развитие органов, необходимых для адаптации к внеутробному существованию. Например, круговая мышца рта, а также другие мышцы и структуры, обеспечивающие акт сосания, иннервируются задолго до того, как будут иннервированы другие мышцы лица; созревание мышц кисти, обеспечивающих хватательный рефлекс у младенца, опережает созревание других мышц и т.д. Неравномерное поэтапное включение и смена функциональных систем характерны и для других этапов индивидуального развития.

Гетерохронность развития обеспечивает ребенку оптимальное взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды. В основе гетерохронии лежит неравномерное развертывание наследственной информации. "Благодаря этой наследственно закрепленной особенности созревания обеспечивается основное требование выживания новорожденного, – писал П. К. Анохин, – это гармоническое соотношение структуры и функции данного новорожденного организма с внезапно возникающим воздействием на него экологических факторов". Таким образом, при гармоничном развитии на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма детей и подростков соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны окружающей среды.

"Энергетическое правило скелетных мышц", разработанное И. А. Аршавским (1981), показывает зависимость развития жизнеобеспечивающих систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой) и обменных процессов от двигательной активности, имеющей приспособительный характер (удовлетворение пищевой потребности, избегание стрессовых раздражителей) и, таким образом, от развития скелетной мускулатуры.

"Надежность биологической системы" в качестве общего закона индивидуального развития была описана А. А. Маркосяном. В соответствии с этим законом ресурс адаптационных возможностей организма во много раз превышает обычные требования окружающей среды, обеспечивая развитие и оптимальное течение жизненных процессов даже при значительно изменяющихся условиях среды. Например, в крови человека содержится количество тромбина, достаточное для свертывания 2000 л крови, бедренная кость выдерживает нагрузку в 1500 кг, что почти в 30 раз больше обычной нагрузки на кость, а мозг человека содержит около 100 млрд нейронов, из которых на протяжении жизни используется лишь небольшой процент. Такие ресурсы организма обеспечивают при необходимости экстренную мобилизацию резервных возможностей и быстрое восстановление гомеостаза при его нарушении.