Закономерности развития речи в раннем детстве

Раннее детство является сензитивным периодом для развития речи. Вначале раннего возраста ребенок оперирует так называемой "автономной" речью – своеобразной детской речью, значительно отличающейся от взрослой речи по звуковой форме и смыслу. Ребенок употребляет слова, совсем не похожие на соответствующие слова взрослых, слова-обрывки слов взрослых, слова-искажения, звукоподражательные слова. Автономная речь характеризуется аграмматичностью, многозначностью и ситуативностью. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминают ряд бессвязных восклицаний. Обычно в течение полугода автономная речь достаточно быстро трансформируется и исчезает. Слова "автономной" речи заменяются словами "взрослой" речи. Быстрая замена "автономной" речи возможна только при условии полноценного общения ребенка со взрослым.

Осваивая речь, дети овладевают ее фонетической стороной. Произнесение слов постепенно становится более правильным, чему способствует усвоение звуков родного языка. Овладение звуковой системой языка включает два взаимосвязанных процесса:

• формирование фонематического слуха (раньше возникает различение гласных, затем согласных – твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих);

• формирование произнесения звуков речи.

При благоприятных условиях воспитания к концу раннего возраста ребенок усваивает все основные звуки языка. Основные закономерности речевого развития представлены в табл. 6.1. Однако следует иметь в виду, что этапность становления речи и временны́е границы этапов достаточно условны, у многих детей отмечаются значительные индивидуальные различия в развитии речи.

Таблица 6.1

Развитие речи ребенка в раннем возрасте

Показатель речевого развития

Приблизительный возраст появления

Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: "ба!" (бах!), "дя" (да) и т.п.

1 год 2 мес.

"Говорит на своем языке" – произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации. Повторяет за взрослым одно- или двухсложные слова, которые уже умеет произносить: "мама", "дядя". Произносит ударный слог из слова, слова из двух одинаковых слогов. Среди произносимых звуков, как правило, встречаются следующие: "а", "о", "у", "и", "м", "п", "б", "к", "г", "дь", "ть", "нь", "ль", "сь". Например: "мама", "ляля", "дя", "дай", "ня", "на" и т.д.

1 год 6 мес.

Повторяет за взрослым двухсложные слова, состоящие из разных слогов, которые уже умеет произносить: "тетя", "кися" (киса)...

1 год 8 мес.

Произносит двухсложные слова или два слога из трехсложных слов: "тетя", "катя", "синя" (машина). Часто опускает первый звук в слове или конечный согласный.

1 год 10 мес.

Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: "Мама Лена". Строит предложения из двух слов: "Мама, дай", "Баба, ди" (Баба, иди). Пытается произносить трех-, четырехсложные слова. Например: "алясе" (хорошо), "павозик" (паровоз)... Среди произносимых звуков появляются "н", "т", "д".

2 года

Повторяет за взрослым простые предложения из трехчетырех слов. Строит предложения из трех-четырех слов, простые и сложносочиненные, часто неграмотно: "Это моя миська болъсей" (Это мой большой мишка).

2 года 6 мес.

Повторяет за взрослым двустишие. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные, предложения: "Когда папа мой придет с работы, мы падем гулять".

В знакомых словах произносит все слоги. Произносит звуки "с", "л", "ы", "в", "р", "3".

3 года

Достаточно быстро возрастает количество понимаемых ребенком слов – пассивный словарь. К двум годам у детей отмечается понимание практически всех слов, произносимых взрослым относительно предметов окружающей обстановки. Понимание ребенком инструкций взрослого дает возможность управлять его поведением с помощью речи. На протяжении раннего возраста происходят существенные изменения в понимании речи: дети понимают не только инструктивную речь взрослого, но и речь-рассказ. Начало развития активной речи ребенка зависит прежде всего от особенностей взаимоотношений взрослых и ребенка, от характера общения между ними. Если окружающие мачо разговаривают с ребенком, не стимулируют активное использование слов, может наблюдаться задержка в речевом развитии.

При благоприятных условиях воспитания значительный сдвиг в развитии речи ребенка чаще всего отмечается в середине второго года жизни, когда одновременно с возрастанием количества употребляемых слов появляются первые предложения, состоящие из двух-трех слов. В большинстве случаев они состоят из слов, которые объединяются в одно предложение без изменений их формы. В двухсловных предложениях связи между словами чаще всего бывают двух типов: субъект и его действие ("кукла спит"), действие и объект действия или место действия ("дай яблоко").

Активная речь ребенка включена в его деятельность, часто сопровождая действия с предметами, игрушками. В связи с усложнением общения со взрослыми значительно расширяется словарь ребенка. Возрастает устойчивость значения слов и ясность выраженности предметной отнесенности. С конца второго года начинается новый этап в речевом развитии ребенка, предполагающий усвоение грамматического строя речи. Значительно увеличивается запас слов, в словарном составе есть практически все части речи и типы предложений (сложные бессоюзные и союзные).

На третьем году жизни значительно возрастает речевая активность ребенка, отмечается расширение круга общения, ребенок начинает общаться не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми и детьми. Возрастает речевая активность детей в игре и самостоятельной деятельности. Отмечается повышение интереса детей к речи взрослых. В раннем детстве речь напрямую связана с практической деятельностью ребенка и с конкретной ситуацией, связанной с общением. Ребенок чаше всего выполняет действия или совместно со взрослым, или при его помощи. Такое взаимодействие придает речи форму диалога, т.е. прямых вопросов и ответов ребенка и взрослого. Диалогическая речь обусловлена тем, что деятельность ребенка в своих основных компонентах еще тесно связана с деятельностью взрослых. Благодаря диалогической речи происходит активное освоение грамматического строя родного языка.

В отношении усвоения грамматического строя русского языка в раннем детстве ясно обозначаются два периода.

• Первый – от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. И в нем отчетливо выделяются две стадии:

а) однословные предложения (1 год 3 мес. – 1 год 8 мес.);

б) предложения, состоящие из нескольких слов, главным образом двухсловные (1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.).

Практический пример

Ира Г., 1 год 6 месяцев. Использует в речи слова: "ба" – собака, "ка" – каша, "пу" – капуста, большое количество звукоподражаний: "би-би" – машина, "ав-ав" – собачка. Использует в речи двухсловные предложения: "ляля бух" (девочка упала), "мама ам" (мама ест), "мика бай" (мишка спит) и др.

• Второй период – от 1 года 10 мес. до 3 лет. Это время усвоения грамматической структуры предложения, связанное с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Наблюдается быстрый рост разных типов простого и сложного предложений, члены которых получают выражение в синтаксических средствах языка. В пределах этого периода намечаются три стадии:

а) формирование первых форм (1 год 10 мес. – 2 года 1 мес.);

б) использование флексийной системы русского языка для выражения синтаксических связей (2 года 1 мес. – 2 года 3 мес.);

в) усвоение служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 года 3 мес. – 3 года).

Овладение грамматической системой языка осуществляется преимущественно при использовании в речи предложений. В середине третьего года жизни ребенка обычно наблюдается возникновение первых сложных предложений. Одним из критериев развития связной речи может являться использование союзов. В возрасте от двух лет четырех месяцев до двух лет шести месяцев сложные союзные предложения редко используются. К концу раннего возраста дети начинают употреблять целый ряд союзов: и, а, а то, когда, как, только, значит, потому что, где, чтобы, зато, который, какой. Из всего числа союзов, употребление которых наблюдается у детей до поступления в школу, на этапе раннего детства усваивается около 40%. Уже в рамках диалогической речи у детей значительно возрастает ее связность, что позволяет выражать многие отношения и взаимосвязи окружающего мира. К концу раннего возраста дети усваивают почти все падежи и все предметные отношения, выражающиеся с их помощью. Интенсивное усвоение падежных форм обусловлено особенностями деятельности детей раннего возраста, активным овладением способами использования предметов. Первоначально происходит усвоение речевых форм, которые обозначают отношения объекта действия, орудия, цели, отношения лица, к которому адресовано движение, а также отношения совместности выполняемого действия. Данные категории непосредственно связаны с ОГЛАВЛЕНИЕм предметной деятельности детей раннего возраста и с тем, что она выполняется совместно со взрослыми. Более раннее усвоение именно надежных форм, выражающих межпредметные отношения, свидетельствует о значении предметной деятельности как ведущего вида деятельности в раннем возрасте и подчеркивает значимость общения со взрослыми для речевого развития.

Таким образом, в раннем возрасте происходит интенсивное развитие в двух основных формах: импрессивной (восприятие звучащей речи и понимание ее смысла) и экспрессивной (процесс воспроизводства устной речи). Первоначально речь развивается как средство общения со взрослым, в дальнейшем становится средством мышления и саморегуляции. Выполнение речевых инструкций взрослого можно считать первой формой произвольного поведения ребенка. Развитие речи создает условия для преодоления ситуативности в деятельности ребенка.