Метакогнитивная модель (обучение методологии системного мышления)

В общем виде целью обучения является не передача навыков, информации или стратегий работы, а формирование "самообучающейся организации" (П. Сенге), которая может выступать в качестве субъекта обучения и занимает открытую и рефлексивную познавательную позицию по отношению к внеорганизационной и внутриорганизационной среде. Рассмотрим примеры.

Модель SES (отбор, оценка, обучение) включает в себя следующее.

1. Периодическую оценку эффективности работы персонала (управляющего и управляемого) по различным критериям.

2. Определение наиболее эффективных практик, моделей и стратегий работы.

3. Рефлексию и экспликацию лучших "рабочих паттернов".

4. Определение "зои гибкости" – вариативности использования эффективных стратегий.

5. Разработку программы обучения эффективным профессиональным и управленческим стратегиям для различных уровней организационной иерархии.

Реализация и оценка программы

Особенностью этой модели является возможность обучения сотрудников знаниям и навыкам на основе существующих интеллектуальных ресурсов и достижений. В ходе этой программы посредством кооперативной рефлексии достигается высокая степень принятия учебного материала всеми работниками и формируется метапознавательная позиция по отношению к своей профессиональной деятельности. Данная модель делает упор не только на организованное групповое, но и на индивидуальное обучение сотрудников и предполагает работу по "индивидуальному плану развития", консультации со специалистами ресурсных центров, ротацию, внутренние семинары и конференции. Кроме того, специалисты, работающие в рамках данной модели, уделяют значительное внимание развитию непосредственно навыков коллективного и самостоятельного обучения. К навыкам относятся следующие: навыки структурирования информации, управления временем, работы с текстами, усвоения и отработки профессиональных навыков, индивидуального и группового принятия решений и т.п.

Сторонники метакогиитивиых моделей постулируют важность активного познавательного подхода к обучению со стороны субъектов обучения и разделяют два направления: традиционное и интегрированное. Сопоставительный анализ традиционного и интегрированного обучения дает табл. 10.1.

Таблица 10.1

Сравнительный анализ подходов к организации внутрифирменного обучения

Параметры

Традиционное обучение внутри предприятия

Интегрированное обучение, совмещенное с организационным развитием

Объект

Отдельный руководитель, отдельные группы сотрудников, разделенные по профессиональному признаку

Группы, межгрупповые связи, руководитель и группа

ОГЛАВЛЕНИЕ

Основы профессиональных и управленческих знаний и навыков

Рефлексивные, коммуникативные навыки, умения формулировать и решать проблемы

Обучающиеся

Руководители младшего и среднего звена

Все руководители вплоть до высшего звена и сотрудники всех уровней

Учебный процесс

Основан на информации и рационализации

Основан на рефлексии, информации, рационализации, коммуникации и эмоциях

Стиль обучения

Исходит из предметов и особенностей преподавателей

Исходит из особенностей участников, их опыта, проблем, отношений и умений консультантов

Цели обучения

Рационализация и эффективность деятельности

Формирование гибкости, открытости к изменениям, информации

Форма проведения

Семинары, курсы

Свободный выбор форм в зависимости от необходимости и ситуации

Ответственность за проведение

Преподаватели, организаторы

Участники и преподаватели

Стабильность программы

Стабильная

Гибкая программа, адаптированная к ситуации

Концепция обучения

Адаптация руководителей к нуждам предприятия

Одновременно изменить руководителей и организацию

Участие в подготовке учебных и других программ

Участники не включены в составление учебных программ

Руководители принимают участие в составлении программ изменения предприятия

Направленность

Ориентация на знания, которые могут пригодиться в будущем

Ориентация на конкретное изменение

Активность участников

Средняя, ситуативная

Высокая