Место юридических обязанностей в семейно-правовом статусе несовершеннолетних (проблемы законодательного закрепления и реализации)

По смыслу ст. 64 Конституции основы правового статуса личности составляют положения, предусмотренные гл. 2 Конституции, в которой предусмотрены не только ее права и свободы, но и обязанности, перечень которых не ограничивается положениями, установленными ст. 57–59 Конституции; они могут быть установлены также в текущем законодательстве. Таким образом, правовой статус личности составляют права, свободы и обязанности человека и гражданина, установленные как Конституцией, так и текущим законодательством.

Поскольку, как отмечает М. В. Геллер, в семейно-правовом статусе несовершеннолетних отсутствуют какие бы то ни было обязанности, уместно обратиться к истории данного вопроса в России и в зарубежных странах[1].

Идея о подчинении детей воспитательному на них воздействию взрослых (учителей, родителей, заменяющих их лиц, других наставников) в разные исторические периоды существовала всегда и является актуальной также и в наше время. Внедрение в практику социализации несовершеннолетних происходило с использованием рекомендаций российского Домостроя "сокрушать ребра", нещадной порки в Англии, помещения непослушных в специально создаваемые воспитательные учреждения – смирительные дома[2].

В законодательстве некоторых зарубежных государств обязанности детей в семье не только существуют, но и установлены санкции за их неисполнение. Обязанности несовершеннолетних детей по отношению к родителям предусматриваются в семейном законодательстве Великобритании подчиняться родителям (Закон о семейном праве 1986 г.), уважать своих родителей, следовать их советам[3]. В Законе Венгрии о браке, семье и опеке, чтить и уважать родителей[4]. В соответствии с Законом о семье Чехии дети обязаны чтить своих родителей[5]. Согласно ст. 371 Гражданского кодекса Франции дети любого возраста должны оказывать отцу и матери почтение и уважение. Законодательство Франции наделяет родителей правом обратиться к соответствующему органу с вопросом об аморальном поведении ребенка, вплоть до помещения его в детскую колонию[6].

Исходя из того, что правовой статус несовершеннолетних имеет конституционную основу, можно утверждать, что в соответствии с духом российской Конституции возможность возложения на несовершеннолетних хотя бы минимальных обязанностей не исключается. Однако следует обратить внимание на то, что СК непосредственно не устанавливает каких-либо личных неимущественных обязанностей несовершеннолетних детей. Можно говорить о наличии личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей лишь несовершеннолетних родителей в отношении своих детей, о чем уже говорилось выше. Что касается обязанностей несовершеннолетних детей по отношению к своим родителям и другим кровным родственникам, то в СК не содержится даже намека на их установление. Разумеется, речь идет только о личных неимущественных обязанностях, поскольку о возложении на несовершеннолетних каких-либо имущественных обязанностей в отношении этих лиц говорить не приходится.

Конечно, с позиций чисто нравственных это не значит, что дети могут все получать от родителей, а сами не принимать никакого участия в жизни семьи. Такое поведение не отвечает моральным, нравственным представлениям, согласно которым дети должны в меру своих возможностей помогать в домашней работе, присматривать за своими младшими братьями и сестрами, заботиться о них и помогать всем членам семьи, особенно престарелым, и т.п. С позиций простого здравого смысла, морали и нравственности они обязаны исполнять все те требования, которые в их же интересах им предъявляют родители (соблюдать установленный в семье порядок и т.п.).

К сожалению, действующее семейное законодательство занимает в данном вопросе совершенно иную позицию: провозглашая целый комплекс прав несовершеннолетних детей, закон не возлагает на них никаких обязанностей. В науке семейного права устойчивой является позиция, согласно которой несовершеннолетние дети не должны нести никаких обязанностей, так как за их неисполнение или ненадлежащее исполнение невозможно применить какие-либо юридические санкции. Таким образом, обязанности несовершеннолетних детей, если бы они были возложены на них законом, были бы только декларативными. В современном семейном законодательстве основополагающим является принцип абсолютного приоритета интересов ребенка. Согласно этому принципу интересы родителей целиком определяются интересами несовершеннолетних детей. Таким образом, интересами ребенка определяется правовое положение не только самого ребенка, но и родителей. Законодатель исходит из того, что в правоотношениях с участием несовершеннолетних детей у родителей в принципе не должно быть никаких иных интересов, кроме интересов детей.

Однако, как справедливо отмечает М. В. Антокольская, интересы родителей не должны вообще игнорироваться или безоговорочно приноситься в жертву интересам детей. Это прежде всего негуманно по отношению к родителям и нецелесообразно с воспитательной точки зрения, поскольку такая позиция законодателя может оказать вредное влияние на ребенка, способствовать развитию его эгоизма[7]. В условиях современной России абсолютизация прав и свобод детей в обществе, где утрачены религиозно-нравственные идеалы, таит в себе опасность. В настоящее время не редки случаи откровенно циничного поведения подрастающего поколения, которое уже очень хорошо знает свои личные права и совершенно не задумывается при этом о своих обязанностях в обществе, и в первую очередь, перед своими родителями. И это несмотря на то что на Руси издревле родители пользовались особым почитанием у своих детей и что Конституцией провозглашена обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38), которая не исключает и ее личную неимущественную сторону.

В связи с этим в течение продолжительного периода времени среди теоретиков дискутируется вопрос о возможности включения в правовой статус несовершеннолетних также и обязанности детей принимать на себя воспитательное воздействие.

Ряд авторов полагает, что обязанности детей в семье определяются только нормами морали, поскольку понудить их нести обязанности_с помощью закона невозможно. Представляется верным высказывание О. И. Цибулевской, что ценности, закрепленные в праве, должны обрести вид системы, исключающей неравнозначность и разбалансированность прав и обязанностей[8]. В то же время нельзя не согласиться и с мнением А. М. Нечаевой о том, что несовершеннолетние не смогут нести правовой ответственности за неисполнение обязанностей личного характера в случае закрепления их в законе[9]. Но данное обстоятельство, как думается, все же не должно служить препятствием к закреплению в законе хотя бы в декларативном порядке личных неимущественных семейных обязанностей детей.

Следует отметить, что практически сразу же после принятия СК в науке семейного права было обращено внимание на порочность юридической конструкции родительского правоотношения, в котором праву родителей на воспитание детей не противостоят обязанности детей "быть воспитуемыми", т.е. испытывать на себе меры воспитательного воздействия со стороны родителей, повиноваться их разумным требованиям. В связи с этим целый ряд представителей науки семейного права высказывался за закрепление указанных пассивных обязанностей несовершеннолетних детей в родительском правоотношении. В частности, обращалось внимание на то, что абсолютный и относительный характер права родителей на воспитание детей проявляется в различных правоотношениях. Если речь идет об абсолютном праве на воспитание, то данному праву корреспондирует пассивная обязанность всех третьих лиц не препятствовать активному поведению родителей, направленному на осуществление данного права. Исходя из этого, родители сами вправе выбирать место жительства ребенка, способ его обучения, организовать для него лечение, летний отдых и т.п. В другом правоотношении, в котором родители вправе выбирать методы и способы сознательного целенаправленного воздействия на психику ребенка, в чем и состоит его воспитание, данному праву должна корреспондировать также пассивная обязанность ребенка "поддаваться воспитанию. Именно в этом правоотношении действуют положения, установленные ст. 65 СК о том, что осуществление родителями своего права на воспитание не должно быть связано с грубым, жестоким поведением родителей, унижающим честь и достоинство ребенка, не должно наносить вред его физическому, психическому, нравственному и духовному развитию[10].

Учитывая изложенное, представляется, что в СК необходимо внести дополнения, предусмотреть хотя бы на декларативном уровне обязанности детей проявлять в отношении родителей посильные для их возраста внимание и заботу. Как представляется, не только сами родители и другие участники семейных правоотношений, но и государство в лице законодательной власти должны общими усилиями искать и находить разумный компромисс в правовом регулировании отношений между родителями и детьми и учитывать не только общие, но и индивидуальные интересы как родителей, так и детей.