Место России в современном мире

Проблема самоидентификации России, определения ее места в геополитическом и цивилизационном пространстве имеет достаточно продолжительную историю. Особую актуальность идеи, связанные с самоопределением России, выбором пути ее дальнейшего развития, приобретают в периоды переломных моментов исторического развития.

Тысячелетняя история, культурная самобытность, уникальное геополитическое расположение Российского государства издавна стимулировали дискуссии об отношениях страны с Европой и Азией, о перспективах ее исторического выбора. Наиболее ярко это проявилось в XIX в. в философском споре западников и славянофилов, в котором последние отстаивали тезис об особом пути развития России и ее высокой миссии.

Русский философ второй половины XIX в. Н. Я. Данилевский, автор концепции культурно-исторических типов, представляющий Европу практически средоточием мирового зла, рассматривал славянство как особую цивилизацию, еще не раскрывшую своего потенциала. По мнению философа, Россия должна "или вместе с прочими славянами образовать самостоятельную культурную единицу, или лишиться всякого культурно-исторического значения – быть ничем"[1].

Социально-политические трансформации в России в начале XX в. инициировали новый виток споров о цивилизационной идентичности России. В 1920-е гг. в среде русской эмиграции (Π. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой, Г. Д. Флоровский и другие) сформировалось идейно-политическое течение, известное под названием евразийства. Суть этой концепции сводилась к тому, что Россия, располагаясь одновременно на азиатском и европейском континентах, синтезировала восточные и западные ценности, сформировала особую духовно-историческую реальность.

Современный этап дискуссии о пути России берет свое начало в период "перестройки" в 80-е гг. прошлого столетия. Именно в этот период внешнеполитический курс нашего государства был скорректирован в пользу западного вектора, а новое политическое мышление его руководителей было основано на западных либеральных теориях.

Распад СССР и обретение Российской Федерацией государственного суверенитета положили начало новому этапу реформирования страны на принципах неолиберальной рыночной экономики.

Несмотря на объективную необходимость проведения системных преобразований, выбранные методы их осуществления и их результаты вызывают неоднозначную оценку у различных общественно-политических сил. Шоковые реформы 1990-х гг. привели к масштабному социально-экономическому кризису, сопровождавшемуся расслоением общества и ухудшением материального благосостояния значительной части российского общества, ростом коррупции, преступности, криминализацией бизнеса, падением промышленного производства, сокращением научного потенциала страны и демографическим кризисом. В геополитическом плане потери России были не менее значительны: она лишилась статуса сверхдержавы, утратила большинство своих зон влияния, ее территория уменьшилась, были ограничены выходы к Черному и Балтийскому морям, на границах страны появились "горячие" точки. Вскоре стало очевидным, что прагматичный западный мир не склонен в действительности считаться с интересами Российского государства, создать ему режим наибольшего благоприятствия.

Рассматривая Россию с позиции миро-системного анализа, можно соотнести ее сразу с несколькими структурами системы. Колоссальные природные богатства страны, ядерный и военный потенциал, укрепившиеся позиции на международной арене позволяют ей претендовать на свое место среди стран центра, но показатели социально-экономического развития, низкий уровень жизни населения отбрасывают к странам периферии.

Реалии современного мира показали бесперспективность для России ориентации только на один вектор развития. В условиях глобализующегося взаимозависимого мира страна остается осевым центром, объединяющим и Запад, и Восток.

За последние несколько лет Российская Федерация постепенно смогла укрепить свои позиции. С начала XXI в. валовый внутренний продукт страны вырос в два раза и составил в 2013 г. 3357,6 млрд долл. США, а ВВП на душу населения по паритету покупательской способности – 24 094 долл. США[2]. Небольшой рост отмечается и в динамике рассчитываемого экспертами Программы развития ООН Индекса человеческого развития, что позволило стране за несколько лет подняться в рейтинге с 74-го места на 57-е[3].

Нс соглашаясь с предлагаемым мировому сообществу сценарием монополярного мира, возглавляемого Соединенными Штатами Америки, Россия постепенно становится одним из мировых центров силы. Однако становится очевидным, что, не решив проблемы внутреннего развития государства, формирования устойчивой конкурентоспособной экономики, стране сложно будет удержать свои позиции и на мировой арене.