Место и роль региональных (многосторонних) банков и фондов развития в современной мировой экономике

Определенную роль в мировой экономике играют региональные банки развития (Азиатский, Африканский, Межамериканский), а также Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития и др. (табл. 24.1). Иногда их называют многосторонними банками развития (multilateral development banks). Такое название позволяет относить к подобным банкам и Всемирный банк. Однако деятельность Всемирного банка охватывает большинство стран мира, в то время как региональные банки развития действуют на определенной территории (в рамках определенного региона).

Некоторые региональные банки имеют свою специфику. Так, Европейский инвестиционный банк является кредитным учреждением Европейского союза. В качестве обязательного условия вступления в Исламский банк развития предъявляется требование членства в Организации Исламская конференция, однако банк может создавать специальные фонды, в том числе фонды поддержки мусульманских общин в странах, не являющихся членами банка.

Таблица 24.1. Основные региональные (многосторонние) банки развития

Официальное название банка

Год создания (начала деятельности)

Местоположение

Азиатский банк развития

1966

Манила (Филиппины)

Африканский банк развития

1967

Абиджан (Кот д'Ивуар)

Европейский банк реконструкции и развития

1991

Лондон (Великобритания)

Европейский инвестиционный банк

1958

Люксембург

Межамериканский банк развития

1959 (1960)

Вашингтон (США)

Исламский банк развития

1975

Джидда (Саудовская Аравия)

Первым собственно региональным банком развития стал Межамериканский банк развития - МаБР, созданный по инициативе латиноамериканских стран. Банк начал осуществлять свои операции с 1 января 1960 г. В настоящее время это - самый крупный региональный инвестор в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Считается, что другие региональные банки развития образованы по типу МаБР.

Штаб-квартира МаБР находится в Вашингтоне. На начало 2010 г. членами МаБР являлись 48 государств, в том числе 26 латиноамериканских стран (страны-заемщики). Помимо США и Канады членами являются ряд европейских стран, а также Израиль, Китай, Республика Корея и Япония.

Число голосов, которым располагает страна, определяется, как и в других банках, величиной подписки на уставный капитал. В 2009 г. странам Латинской Америки и Карибского бассейна принадлежало 50,02% голосов, США - 30,01%, Канаде - 4,0% и странам-членам из других регионов мира - 15,98%. Высшим административным органом в МаБР является Совет управляющих (по одному от каждой страны - члена банка). Операциями банка руководит Совет исполнительных директоров (14 директоров). Текущее управление осуществляют президент (по традиции - представитель латиноамериканской страны) и исполнительный вице-президент (по традиции - представитель США). Президент банка председательствует на заседаниях Совета исполнительных директоров, но не имеет права голоса, кроме случаев, когда голоса "за" и "против" распределяются поровну.

С момента образования по 2009 г. включительно МаБР предоставил кредиты и гарантии на реализацию проектов на сумму 183 млрд долл. Сметная стоимость этих проектов составила 402 млрд долл.

Заемщиками банка являются как государственные, так и частные предприятия. С начала деятельности банка акционеры несколько раз увеличивали его ресурсную базу. Основными сферами, куда направляются ресурсы МаБР, являются энергетика, сельское хозяйство и рыболовство, а также транспорт и средства связи, реформирование государственного аппарата.

Основной упор МаБР делает на поддержку малого и среднего бизнеса.

МаБР управляет Многосторонним инвестиционным фондом - МИФ, созданным в 1992 г. по инициативе нескольких стран - членов этого блока с целью содействия модернизации экономики стран региона.

К числу региональных банков развития относится и Карибский банк развития - КБР (штаб-квартира в Барбадосе (г. Бриджтаун)), учрежденный в 1969 г. с целью обеспечения гармонизации экономического роста и развития стран - членов Карибского бассейна и содействия экономическому сотрудничеству и интеграции между ними. В качестве одной из основных задач банка было определено содействие региональным членам в реализации программ развития для более эффективного использования ресурсов и увеличения объемов внешней торговли, в том числе внутрирегиональной торговли.

На начало 2010 г. суммарный выпущенный по подписке капитал составил 712,9 млн долл. США.

В конце 2009 г. подписчиками капитала КБР были 26 государств, в том числе пять внерегионарных стран (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Китай), на долю которых приходилось 36,3% акций. В дополнение к основному (уставному) капиталу Банка в 1970 г. был создан Специальный фонд развития (в 1983 г. преобразован в Объединенный специальный фонд развития - ОСФР). Ресурсы Фонда формируются главным образом за счет добровольных взносов стран - членов Банка.

Седьмое пополнение ресурсов ОСФР в размере 390,6 млн долл. США дало возможность начать с января 2009 г. новый, седьмой цикл операций Фонда. В 2006-2009 гг. более 1/3 ресурсов, предоставленных КБР, было выделено для развития сферы образования. Суммарный объем финансовых ресурсов, предоставленных КБР в 1970-2009 гг., превысил 2,75 млрд долл. США. Менее развитым странам региона было выделено более половины (57%) этой суммы.

В странах Азиатского региона с 1966 г. осуществляет свои операции Азиатский банк развития - АзБР (штаб-квартира в Маниле, Филиппины). В 2009 г. в банке было 67 стран-членов, из них 48 из стран региона (63,45% уставного капитала банка, или 65% голосов) и 19 государств из других регионов мира, в том числе ряд стран СНГ (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Туркменистан, Армения). Держателями наиболее крупных долей акций банка на конец 2009 г. были США (14,2%), Япония (14,2%), Китай (5,9%), Австралия (5,3%), Канада (4,8%) и Германия (3,9%).

Уставный капитал АзБР на конец 2009 г. равнялся 60,8 млрд долл. В банке 2/3 голосов принадлежит странам региона, остальные распределены между странами - членами банка из других регионов мира. Наибольшие доли в капитале имеют Япония и США, поэтому у них и наибольшее число голосов.

АзБР представляет собой банковское учреждение долгосрочного кредитования. Сроки кредитов варьируются от 15 до 25 лет.

При этом кредиты банка предоставляются как правительствам, так и государственным и частным предприятиям в развивающихся странах Азиатского региона. Всего за 1966-2009 гг. АзБР предоставил странам региона ресурсов на сумму 117 млрд долл.

До 1999 г. главными направлениями деятельности АзБР являлись стимулирование экономического роста, развитие трудовых ресурсов, защита окружающей среды, улучшение положения женщин, борьба с бедностью. В 1999 г. руководство банка сменило приоритеты развития, и борьба с бедностью стала главной задачей АзБР. По некоторым оценкам, в Азиатско-Тихоокеанском региона сосредоточено около 70% бедняков мира. При этом остальные направления были сохранены, однако переориентированы на решение прежде всего главной задачи - борьбы с бедностью.

В структуру АзБР входит учрежденный в 1973 г. Азиатский фонд развития - АзФР. Он ставит своей целью предоставление ресурсов на льготных условиях наименее развитым странам региона. Финансовые ресурсы этого фонда формируются путем взносов. Общий объем ресурсов, полученных странами из этого фонда за весь период его деятельности, составил (по состоянию на конец 2009 г.) 38,5 млрд долл.

В 2008 г. АзБР принял долгосрочную стратегию развития, в основу которой были положены три направления деятельности: экономический рост для всех, экологически устойчивое развитие и региональная интеграция.

На Африканском континенте действует с 1967 г. Африканский банк развития - АфБР (штаб-квартира - в Абиджане (Кот д'Ивуар), временное местопребывание - в Тунисе). Членами банка (по состоянию на 31 марта 2010 г.) являлись 53 африканские страны и 24 неафриканских государства, расположенные в Азии, Европе, Северной и Южной Америке.

АфБР представляет собой ядро группы, куда также входит Африканский фонд развития - АфФР (кредитование на льготных условиях) и Трастовый фонд Нигерии.

Вся финансовая отчетность АфБР выражается в счетных единицах (UA, units of account). Начиная с 1977 г. счетная единица АфБР была приравнена к 1 СДР (счетной единице МВФ).

Первоначальный уставный капитал (250 млн UA) был неоднократно увеличен. Доля африканских стран - членов банка после увеличения составляет около 60%, остальных стран-членов - 40% (при этом доля США составляет 6,5%, Японии - 5,5%, Германии - 4%).

В соответствии с уставом банка каждая страна-член имеет 625 базовых голосов плюс дополнительно один голос на каждую акцию, выпущенную по подписке и приобретенную страной-членом. Наибольшее число голосов (8,7 %) имеет Нигерия.

Принимая во внимание тот факт, что подавляющая часть акционеров банка представлена странами с развивающимися экономиками (41 государство официально отнесено ООН к категории наименее развитых стран), АфБР предоставляет средства на существенно более льготных условиях. При этом сроки погашения могут устанавливаться: а) до 20 лет, включая льготный период не более 5 лет, для государственных организаций; б) до 14 лет, включая льготный период не более 4 лет для организаций, имеющих государственные гарантии; в) от 5 до 20 лет, включая льготный период от года до трех лет для частных организаций (компаний).

По этой же причине наряду с традиционными инструментами финансирования банк широко использует прямые безвозмездные гранты и чрезвычайную помощь в размере не более 500 тыс. долл. США.

В 2008 г. кредиты банка составили 2 млрд счетных единиц, а гранты - 566 млн.

Ресурсы банка в 2007-2008 гг. были направлены на кредитование инфраструктуры, мультисекторальных проектов, финансовой сферы, промышленности.

АфБР предоставляет кредиты в основных валютах (в том числе евро, долларе США, японской иене). Он является непременным участником софинансирования и продвижения программ международных финансовых организаций, включая совместную инициативу Всемирного банка и Международного валютного фонда ХИПК, Программы ООН "Цели развития тысячелетия".

Входящий в группу АфБР (вместе с Нигерийским трастовым фондом) АфФР был создан в 1973 г. для содействия АфБР в борьбе с бедностью в наименее развитых странах Африки путем предоставления им:

■ беспроцентных кредитов (только с уплатой комиссии за обслуживание - в среднем 0,75% годовых) на концессионной основе сроком до 50 лет с льготным периодом до 10 лет;

■ кредитных линий сроком до 20 лет с льготным периодом до 5 лет;

■ грантов для реализации проектов и программ;

■ оказания технического содействия, помощи в обучении и проведении тренингов.

Нигерийский трастовый фонд был учрежден в 1976 г. на базе соглашения между АфБР и Правительством Нигерии сроком на 30 лет для оказания помощи и содействия АфБР в реализации его программ и проектов наименее развитым странам региона. В апреле 2005 г. с правительством Нигерии была достигнута договоренность о продлении соглашения в первоначальных условиях на ежегодной основе вплоть до 2008 г., а в 2007 г. срок действия соглашения был продлен еще на 10 лет.

Финансовые ресурсы африканским странам предоставляет также Арабский фонд экономического развития африканских государств (штаб-квартира в г. Хартум, Судан), созданный в соответствии с решением конференции глав государств и правительств арабских стран в 1973 г.

В 29 государствах Восточной, Центральной Европы и бывшего СССР, а также в Турции осуществляет свои операции Европейский банк реконструкции и развития - ЕБРР (The European Bank for Reconstruction and Developmen - EBRD). Учредителями банка стали 40 стран Европы (кроме Албании), а также ряд других государств (в том числе США и Япония) и две европейские организации - Европейское экономическое сообщество (ныне - Европейский союз) и Европейский инвестиционный банк. Свою деятельность ЕБРР начал в апреле 1991 г. Россия также является совладельцем банка.

Капитал ЕБРР первоначально составлял 10 млрд ЭКЮ, затем он был увеличен и на начало 2009 г. равнялся 19 794 млн евро. Как и в МВФ и МБРР, доли стран - членов ЕБРР в капитале и, соответственно, в количестве голосов неодинаковы, хотя и менее дифференцированы. Так, США имеют 10,1% голосов, а Великобритания, Италия, Франция, ФРГ и Япония - по 8,6%.

Основная задача, которую призван решать ЕБРР, определена как оказание содействия странам в переходе к рыночной экономике. Банк работает в основном с частными, но также и с государственными компаниями.

Финансовые ресурсы банка, помимо уставного капитала, формируются за счет заимствований на международных рынках капиталов. Имея высокий кредитный рейтинг, ЕБРР на достаточно выгодных условиях выступает крупным заемщиком на мировых рынках капиталов. ЕБРР стал самым крупным единичным инвестором в регионе своих операций. Банк выделяет кредитные ресурсы преимущественно частным предприятиям. Им накоплен значительный опыт проектного финансирования.

Особенностью деятельности ЕБРР является то, что он имеет право осуществлять операции только в тех странах, которые привержены принципам демократии. Другая особенность состоит в том, что при оценке проектов банк уделяет повышенное внимание их экологической составляющей.

ЕБРР может предоставлять кредиты на развитие предприятий и участвовать в их капитале. Значительная часть ресурсов выделяется в виде синдицированных кредитов.

ЕБРР сумел в достаточно короткий срок приступить к операциям в странах Восточной Европы и ряде государств, образовавшихся в результате распада СССР. Особенностью инвестиций ЕБРР при этом является их направленность: более половины капиталовложений предназначено для частного сектора. Например, в России в середине 2000-х гг. эта доля была уже значительно выше.

ЕБРР в целом принимает активное участие в инвестиционных проектах в России. Часть из них реализуется в виде кредитов, а в других случаях банк осуществляет вложения в акционерные капиталы. Так, в 2002 г. ЕБРР предоставил крупнейший кредит (234 млн евро) на завершение строительства сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений. В 2005 г. было завершено строительство юго-западных очистных сооружений Санкт-Петербурга. Были реализованы и другие инвестиционные проекты ЕБРР в России.

Среди программ, которые ЕБРР осуществил в России, можно отметить создание 11 региональных фондов венчурного капитала (РФВК) с капиталом по 30 млн долл. каждый (кроме Смоленского и Северо-Западного РФВК, имеющих 12 млн долл. и 60 млн долл. соответственно). Ресурсы ЕБРР дополняются взносами российского правительства. Продолжительность деятельности фондов - 10 лет.

Официальной политикой ЕБРР является содействие процессам модернизации и диверсификации российской экономики для снижения зависимости от добычи и переработки природных ресурсов и повышения роли обрабатывающей промышленности с более высоким уровнем добавленной стоимости. В соответствии со стратегией ЕБРР на 2009-2012 гг. до 40-50% суммарного объема ресурсов, которые Банк намерен выделить России, будет направлено на модернизацию и диверсификацию корпоративного сектора.

В 1958 г. начал свою деятельность как финансовый институт Европейского экономического сообщества (ныне ЕС) Европейский инвестиционный банк (штаб-квартира в Люксембурге). Банк был создан в соответствии с Римским договором с целью содействия сбалансированному и поступательному развитию европейского интеграционного процесса. Все государства ЕС являются акционерами ЕИБ.

Вопросы практики. В страновой стратегии ЕБРР для России, утвержденной в июле 2006 г., в качестве основных целей российской экономики выделены такие, как экономическая диверсификация, конкурентоспособность, предпринимательство, энергоэффективность и региональное развитие. Предложено развивать деятельность Банка в области транспорта, муниципалитетов, энергопредприятий, корпоративного и банковского сектора, при этом во всех секторах основное внимание уделяется вопросам повышения энергоэффективности с приоритетом на разработку крупных проектов, которые станут образцом для других операций.

Примерами таких проектов стали Программа модернизации ГидроОГК, доля софинансирования в котором ЕБРР составила 66,3 млн долл. США (11%), кредит на строительство и введение в эксплуатацию автомобилестроительного завода "Фольксваген" (более 30 млн долл. США) и т.д.

Величина подписки на капитал определялась в зависимости от удельного веса экономики той или иной страны в ВВП этой интеграционной группировки. Доля 4 самых крупных государств (Великобритании, Италии, Германии и Франции) составляет по 17,8 млрд евро. Суммарный подписной капитал ЕИБ составлял в 2006 г. 164 млрд евро, в том числе оплаченный капитал - 8,2 млрд евро. В дополнение к собственным ресурсам ЕИБ мобилизует значительные ресурсы на международных рынках капиталов.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса Совет управляющих ЕИБ в апреле 2009 г. одобрил увеличение капитала банка на 67 млрд евро. Таким образом, суммарный подписной капитал банка достиг 232 млрд евро. Это решение вступило в силу немедленно.

Банк предоставляет долгосрочные кредиты и гарантии предприятиям, государственным органам и финансовым институтам для финансирования проектов в рамках программ модернизации структуры экономики и развития приоритетных отраслей, а также проектов в менее развитых районах Европейского союза.

В начальный период своей деятельности банк осуществлял операции только со странами - членами Европейского экономического сообщества, однако затем его клиентами стали другие европейские государства, а также развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.

В 2005 г. банк выделил России 60 млн евро на реализацию проекта защиты Санкт-Петербурга от наводнений и на модернизацию канализационной системы города.

В 2000 г. с целью поддержки малого и среднего бизнеса ЕИБ создал Европейский инвестиционный фонд - ЕИФ, в котором является основным акционером (50%).

В соответствии с решением конференции министров финансов мусульманских стран в 1975 г. приступил к операциям Исламский банк развития - МБР (штаб-квартира находится в Джидде, Саудовская Аравия). В 2009 г. членами банка были 56 стран Азии, Африки и Ближневосточного региона. Официальной целью его деятельности является содействие экономическому развитию и социальному прогрессу стран-членов и мусульманских общин. Основным условием для вступления в банк является членство в Организации Исламская конференция.

Подписной капитал банка на конец 2008 г. составил 15 млрд исламских динаров (1 динар равен 1 СДР). При этом самая большая доля (24,44%) капитала банка принадлежала Саудовской Аравии. Крупными акционерами банка также являлись (в процентах к общему объему подписного капитала) Ливия (9,81), Иран (8,58), Египет (8,48), Турция (7,73), Кувейт (6,54), ОАЭ (5,85).

ИБР предоставляет средства для финансирования внешнеторговых операций (примерно 57,6% всех выделенных банком в 1967-2008 гг. ресурсов) и для проектного финансирования.

ИБР действует в соответствии с исламскими принципами банковского дела, запрещающими взимание процентов за кредит. Вместо займов и кредитов он предоставляет беспроцентные займы, получая вознаграждение за обслуживание. Банк оказывает техническое содействие, делает вложения в капитал промышленных и сельскохозяйственных объектов, принимает участие в финансировании предприятий в виде соглашений о разделе прибыли, а также получает доход от участия в совместных прибыльных операциях. Определенное место в деятельности банка занимают лизинговые операции.

Значительно более скромными по сравнению с другими региональными банками являются возможности Черноморского банка торговли и развития - ЧБТР (приступил к операционной деятельности с 1 июля 1999 г.) Банк был учрежден 11 государствами Организации черноморского экономического сотрудничества с целью ускорения экономического развития и стимулирования экономического сотрудничества между странами - членами банка. Капитал ЧБТР составляет 1 млрд СДР (доля России 16,5%). Для осуществления своей деятельности банк может привлекать ресурсы с международных рынков капитала.

В декабре 2007 г. на заседании Совета управляющих ЧБТР было принято решение об увеличении акционерного капитала Банка с 1 млрд до 2 млрд СДР. ЧБТР предоставляет ресурсы для реализации проектов, представляющих взаимный интерес для стран-членов, в частности в области энергетики, транспорта и промышленности, а также кредитует торговые операции.

По состоянию на октябрь 2009 г. объем одобренных кредитных операций ЧБТР оценивался в 1,5 млрд долл. При этом Россия занимала 1-е место по объему одобренных кредитов (364,6 млн долл., или 23,3%).

Определенную роль в развитии мировой экономики играют и различные фонды развития. Так, Фонд международного развития, созданный странами ОПЕК (штаб-квартира в Вене), является многосторонним агентством финансового сотрудничества и помощи и ставит своей целью усиление взаимосвязи между ОПЕК и развивающимися странами. Основными получателями финансовых ресурсов от фонда являются страны, не входящие в ОПЕК, а также международные агентства развития. Основная сфера деятельности - страны Азии и Африки, а также государства Латинской Америки и Карибского бассейна. Приоритетным направлением в деятельности фонда является содействие социально-экономическому прогрессу наименее развитых стран.

Активную роль в создании банков и фондов развития играет Япония. В частности, Экспортно-импортный банк Японии предоставляет иностранным правительствам, банкам и фирмам различные кредиты и займы (связанные, несвязанные кредиты, финансовые ресурсы для инвестирования в совместные с японским капиталом проекты), а Японский фонд развития экономического сотрудничества с зарубежными странами выделяет средства на осуществление проектов развития, проведение исследований по достижению экономической стабилизации.