Место мифа в генезисе культуры

Мифологические пласты сознания – одна из интересных и загадочных тенденций культуры, в том числе и современной. Однако значение самого понятия "миф" в XX в. сильно расширилось и стало весьма противоречивым. Им обозначают ложь и ложную пропаганду, веру и условность.

С помощью мифа противопоставляют традицию и беспорядок, поэзию и науку, символ и утверждение, обычное и оригинальное, порядок и хаос и т.п. Миф используют даже как программу дезорганизации в массовом обществе[1].

К. Хюбнер в работе "Истина мифа" отмечал, что знаки особого рода, содержащиеся в мифе, помогают соединить внешний событийный мир и человеческое сознание[2]. Никакой внемифической реальности нет, а так называемая действительность – лишь то или иное истолкование посредством знаков. Любопытна и совсем другая точка зрения па миф. Так, Р. Барт утверждает, что миф вторичен по отношению к реальности – природе вещей, он лишь надстраивается и искажает первоначальный смысл. Потому Р. Барт назвал миф "похищенным языком"[3].

При всей внешней фантастичности и кажущейся алогичности дуально организованная картина мира не есть плод беспочвенных выдумок. Ведь, говоря словами А. Ф. Лосева, "миф содержит в себе строжайшую и определеннейшую структуру и есть логически, т.е. прежде всего, диалектически необходимая категория сознания и бытия вообще"[4], это обобщенное отражение действительности.

Свойственный массам мифологический способ познания дает "именно ту картину мира, которая принципиально полна с гносеологической точки зрения"[5]. Реальность мифа восходит к событиям доисторического времени, но остается сю благодаря ряду уникальных свойств, позволяющих рассматривать миф в контексте воздействия на порождение и изменение культурных форм. Главным из этих свойств было и продолжает оставаться ценностное самоопределение в культуре определенной социальной общности, выраженное в символической форме.

Мифы регулировали ценности, нормы поведения, порядка. Место мифа в культуре осмысливалось постепенно, эти представления в историко-логической последовательности были следующими[6].

1. Миф как выдумка, невежественная из-за незнания природы, из-за страха; он рассеивается под воздействием подлинного знания.

2. Гносеологическая трактовка: миф возник в период нерасчлененного знания, когда не было определенности в трактовке объекта и субъекта, предмета и знака, вещи и слова, пространства и времени. Знание не было отделено от эмоций, и большую роль играло дологическое мышление. В этот период преобладало образное представление об окружающем мире, не осознавалась специфика мифологического и религиозного сознания, реальное смешивалась с фантастическим.

3. Семантическая – лингвистическая трактовка. Миф – "болезнь" языка, возникает из метафор и образов древней поэзии. Сначала человек осознает условный характер своих сравнений, например, "звезды – глаза неба", затем по каким-то причинам забывает об условности и придает риторическим оборотам буквальное значение, в результате чего небо превращается в существо с множеством глаз.

4. Эволюционистская трактовка. Миф – форма общественного сознания на разных этапах его существования, продукт раннего, детского состояния человека и человечества (Э. Тайлор). Одушевление мира, перенесение на него всех проявлений личной жизни. С одной стороны, миф – отождествление реальности со сказкой, эпосом, с другой – с зачатками первобытной философии и религии, что выражено в анимизме.

5. Структурно-функциональная трактовка. Миф язык образов, обладающий четкой структурой и способный передавать знания о мире не хуже, чем абстрактная логика. Миф объясняет социальную реальность и распространяет такое объяснение на природу. Мифологические коллективные представления обобщают структуру первобытных общностей (Э. Дюркгейм). Разновидность этого подхода – функционализм, оценивающий значение мифа для поддержания устойчивости первобытных сообществ (Б. Малиновский).

6. Символическая трактовка. Миф содержит одну из символических функций – наряду с наукой, искусством, религией, языком, если рациональное объяснение невозможно (Э. Кассирер). Близок к этому взгляд А. Ф. Лосева о мифе, как "жизненно ощущаемой и творимой вещественной реальности".

7. Ритуалистская трактовка. Миф – словесный ряд ритуала объяснение, сценарий (Дж. Фрэзер).

8. Психоаналитическая трактовка. Миф – оформленное выражение индивидуального (3. Фрейд) или коллективного (К. Юнг) бессознательного.

9. Постстуктуралистская трактовка. То, что называют мифологией, возникло в результате записи, критики и обработки устного творчества на заре письменности, а затем расширялось, редактировалось, интерпретировалось философами, филологами, историками, этнографами фольклористами. Первичный миф нам недоступен в силу разнонаправленности устного и письменного способов передачи информации, и приходится довольствоваться вторичным продуктом.

10. Космологическая, синергетическая трактовка, которая оперирует представлениями о превращении хаоса в логически сконструированный порядок, где мифу принадлежит определенное место в познании картины мира; где он вносит ленту в осмысление происхождения животного и растительного мира, роли и места человека в преобразовании этого мира и даже предвосхищает предстоящие изменения.

В системе ценностей первобытного человека миф равен культуре, это способ осмысления и сохранения мира – через ритуал, объяснение и понимание мира. Современное мифологическое сознание включает в себя[7]:

• закодированный признак главных ценностей общества;

• символическое, метафизическое выражение вечных социальных и социально-психологических состояний;

• проявление через логику мифов универсальных структур человеческого разума.

Таким образом, миф как универсальная категория, как обобщенное отражение действительности может выступать ключом к пониманию процессов порождения и эволюции разнообразных форм культуры.