Место в художественном процессе

Импрессионизм и натурализм составляют известное единство (начало предмодернизма, ориентация художника на достоверное и точное воспроизведение действительности в произведении). Первые импрессионисты группировались вокруг Эмиля Золя, боровшегося за новую живопись и выпустившего сборник статей "Мой Салон" (1866).

Родственная близость, обусловленность рождения импрессионизма опытом и принципами натурализма вызывали у некоторых исследователей потребность почти отождествлять эти два художественных направления. Так, Уолтер Аллен пишет: "Натурализм есть литературный эквивалент импрессионизма в живописи" (Allen W. The English Novel. London, 1954. P. 282). Однако при всей близости натурализм и импрессионизм - два разных художественных направления. Импрессионизм - крупное художественное направление XIX века, повлиявшее на художественный процесс XX века. Сейчас, почти сто пятьдесят лет спустя, кажется невероятным, что оно могло быть опальным. На первой выставке импрессионистов лишь небольшая часть публики отнеслась к творчеству молодых художников с доброжелательным интересом. Остальные зрители ничего не хотели понимать: в лучшем случае они недоуменно пожимали плечами, но находились и такие посетители, которые возмущенно требовали обратно деньги за билет.

Родоначальник и последователи

Импрессионизм создала группа художников-единомышленников, а если искать основателя нового художественного направления, то им следует полагать Клода Моне. Именно он сплотил вокруг себя группу близких ему художников-импрессионистов. Моне был лидером импрессионизма, и решающую роль в объединении художников сыграли его личные качества: уверенность в себе, смелость и оптимистическое восприятие жизни. Моне писал:

...Я был и хочу оставаться импрессионистом. Я сам изобрел это слово или, по крайней мере, выставил картину, которая дала повод какому-то репортеру из "Figaro" пустить в ход эту кличку. Как видите, она имела успех. Повторяю, я - импрессионист.

Главной сферой самоосуществления и бытия импрессионизма стала живопись. Художниками, творившими в духе принципов нового направления, стали О. Ренуар, Э. Дега, А. Сислей, М. Утрилло, Ж. Сера, К. Писсарро, Ф.Базиль.

Среди импрессионистов и постимпрессионистов были выходцы из богатых домов: дети банкиров Сезанн и Дега, сын купца Сислей, сын высокого чиновника Мане. Другие импрессионисты были выходцами из бедной среды - Моне, Писсарро, Ренуар. Однако богемный характер жизни художников (Мане за четыре года промотал целое состояние - 80 тысяч франков золотом) и частый отказ богатых родителей в материальной поддержке своим "непутевым" детям, ушедшим от "серьезных дел" в художническую деятельность, практический уравняли быт и уровень благосостояния импрессионистов. Большинство из них периодически впадало в нужду. Многие импрессионисты, каждая картина которых стоит сегодня миллионы, а то и десятки миллионов долларов, нередко остро нуждались и даже порою голодали. Ренуар в одном из писем писал: "Я живу у родных и постоянно бываю у Моне, за которого, надо сказать, очень беспокоюсь. Им далеко не каждый день удается поесть".

По мнению импрессионистов, живопись, скульптура, литература, музыка близки друг другу; они выражают все чувства человеческой души перед природой; различны лишь средства выражения. Такое понимание природы искусства, единства и различия разных видов искусства способствовало тому, что импрессионизм проявил себя и в живописи, и в скульптуре, и в музыке, и в литературе, и в театре.