Место экологических, геофизических и санитарно-гигиенических факторов в иерархии

В последнее время происходят интенсивные перемещения факторов внутри иерархии: "карлики" становятся "великанами" и наоборот. В частности, вызывает тревогу усиливающееся воздействие на продуктивность ЭП факторов, считавшихся ранее незначительными, маловлиятельными, которые при первоначальном ранжированиине входили даже в число первых 50. Речь идет прежде всего о факторах здоровья – экологических, геофизических, санитарно-гигиенических. В частности, сегодня все большее число школ оказывается в зонах техногенных и экологических катастроф. Школьнику, задыхающемуся от недостатка кислорода, не до учебы: непрекращающийся звон в ушах или внезапно хлынувшая из носа кровь направляют его мысли в совсем иное русло. Если положение не изменится, то, может статься, что все рассуждения о влиянии остальных факторов на продуктивность очень скоро потеряют смысл.

Известно, что не только магнитные бури и резкие перепады атмосферного давления, а целый комплекс геофизических факторов влияет на наше самочувствие, активность и работоспособность. В педагогический лексикон уже вошло понятие "тяжелые дни". Ослабленные нервы школьников и учителей напрягаются и трепещут под могучим влиянием космических бурь. В некоторых школах уже пользуются долгосрочными прогнозами неблагоприятных и напряженных дней. По имеющимся данным, исключение "тяжелых дней" из общего месячного бюджета рабочего времени не только не ведет к снижению производительности труда, но, наоборот, повышает количество, а главное, качество выполненной работы, уменьшается процент брака. Идут на убыль кривые аварийности и травматизма, улучшаются отношения между людьми, исчезают неизменные спутники "тяжелых дней" – раздражительность, тревожность, нервозность.

Есть ли связь геофизических факторов с продуктивностью обучения и воспитания, работоспособностью педагогов, характером отношений в школьных коллективах? Все говорит о том, что такая связь существует и, возможно, влияние этих факторов много больше, чем мы полагаем. О величине, характере, интенсивности этой связи пока известно мало, ведь заниматься ее изучением вплотную начинают только сейчас, под давлением растущего числа школьных недомоганий и отказов от работы. И в нашей стране, и за рубежом накоплены сведения, неопровержимо доказывающие, что среди учащихся и особенно учителей большой процент так называемых метеозависимых людей. Нет сомнений также и в том, что действие геофизических факторов усугубляется неблагоприятными, а в некоторых регионах и опасными для здоровья экологическими факторами. Ученики и их наставники, переживающие свои "тяжелые дни", вероятно, лучше смотрелись бы в интерьере больничной палаты, чем в храме образования.

По некоторым данным, число полученных "двоек" и "троек" в "тяжелые дни" на 40–50% превышает их количество в обычные дни. Учитель П. Мазур из Лебединской средней школы Донецкой области (Украина) провел собственное исследование данного вопроса. "Я внимательно просмотрел классные журналы за несколько месяцев этого и прошлого года, проанализировал текущую успеваемость в неблагоприятные по геофизическим показателям дни и сравнил ее с успеваемостью в обычные дни. И что же? Обнаружилась постоянная закономерность: количество неудовлетворительных оценок существенно возросло", – пишет учитель в журнале "Народное образование". Конечно, это труднодоказуемая связь, ведь появление "двойки" всегда можно оспорить и обосновать другими причинами: неудовлетворительная оценка обычно является следствием комплекса причин. Только широкомасштабные исследования, выполненные по специальной методике, прояснят долю собственно геофизических факторов.

Немецкие педагоги также провели наблюдения с целью выяснить, как влияет погода на внимательность учеников. Для этого 200 школьников, учеников вторых и третьих классов, подбирали тематические картинки по определенным признакам. Исследование проводилось при 17 различных состояниях погоды, сгруппированных в два вида: циклональный, т.е. с низким атмосферным давлением, и антициклональный – с высоким атмосферным давлением. Оказалось, что при низком давлении упражнения выполнялись на 17% лучше, а при антициклональном состоянии погоды количество ошибок возросло на 20% по сравнению со средними результатами.

Стоит обратить внимание и на так называемые биоритмы – циклические колебания интеллектуальной, физической и эмоциональной активности. Наука признает, что они оказывают определенное влияние на жизнь каждого человека. По поводу влияния биоритмов на воспитание имеются противоречивые свидетельства, но, по-видимому, в те дни, когда все кривые находятся в отрицательной фазе, тщетно ожидать высоких результатов. По нашим наблюдениям, пока бессистемным и ограниченным, подобная связь существует. Для ее обнаружения использовалась компьютерная программа "Биоритм". С ней работали по две минуты после каждого урока информатики ученики 9–10 классов. Внимание обращалось на фазы биоритмов тех школьников, которые получили на уроке неудовлетворительные и отличные оценки. Статистика совпадений высокой успеваемости с положительной фазой и низкой успеваемости – с отрицательной фазой составила 10–12%.

Признание влияния экологических и геофизических факторов подталкивает нас к выделению общих и региональных (местных) условий, подлежащих учету при проектировании и осуществлении учебно-воспитательного процесса. Практика подтверждает, что все чаще особенности региона становятся определяющими при решении вопросов длительности учебных занятий, перехода на пятидневную рабочую неделю, структурирования учебного года и многих других. Школьные законы позволяют сегодня проектировать и организовывать процесс, опираясь на местные условия.