Местные налоги

Местными являются налоги, устанавливаемые федеральными законами (НК, а до вступления в действие его соответствующих положений – иными принятыми ранее федеральными законами) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводимые в действие в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Например, земельный налог и налог на имущество физических лиц (местные налоги) устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. То есть местные налоги действуют только на территории соответствующего муниципального образования.

Исключение составляют местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, которые устанавливаются НК и законами указанных субъектов РФ о налогах, вводятся в действие в соответствии с НК и законами указанных субъектов Федерации.

Устанавливая местные налоги, представительные органы муниципальных образований (законодательные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в нормативных правовых актах определяют в порядке и пределах, предусмотренных НК, следующие элементы налогообложения:

а) налоговые ставки;

б) порядок и сроки уплаты налога.

С 28 августа 2010 г. благодаря нововведению перечисленные выше элементы налогообложения могут устанавливаться представительными органами муниципальных образований (законодательными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга), если эти элементы не установлены НК.

Кроме того, они могут также устанавливать в порядке и пределах, предусмотренных НК, налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения (налогоплательщиков, налоговую базу, объект налогообложения и т.д.) устанавливаются федеральным законодательством.

В действующем законодательстве содержится прямой запрет на взимание местных налогов или сборов, не предусмотренных федеральным законом (т.е. налогов и сборов, отсутствующих в перечне, содержащемся в ст. 15 НК, а до ее вступления в силу – в ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").

В настоящее время ст. 15 НК закреплен следующий перечень местных налогов:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Ранее в ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" был установлен следующий перечень местных налогов:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог;

3) налог на рекламу.

Специальные налоговые режимы

В систему налогов и сборов РФ входят также специальные налоговые режимы, которые устанавливаются НК; они могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК. Порядок установления таких налогов, а также порядок введения их в действие определяет НК. Специальные налоговые режимы применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Еще одной исключительной особенностью специальных налоговых режимов является возможность предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных, местных налогов и сборов.

В настоящее время установлено пять специальных налоговых режимов:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (ст. 12 и 18 НК);

5) патентная система налогообложения.

Каждый режим предусматривает освобождение от ряда федеральных, региональных, местных налогов и сборов. Упрощенная система налогообложения в качестве особого порядка определения элементов налогообложения предусматривает возможность законами субъектов РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. В отношении этого режима можно отметить еще некоторые особенности порядка его установления и определения элементов налогообложения. Одной из разновидностей данного режима является упрощенная система налогообложения на основе патента. Возможность уплаты налога на основе патента обусловливается установлением его НК и законами субъектов Федерации, последние определяют размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на календарный год по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение упрощенной системы налогообложения на основе патента. Прерогатива введения налога на своей территории отдана субъектам РФ. Как можно заметить, налоговый режим – упрощенную систему налогообложения на основе патента – нельзя отнести к региональным налогам. По сути, в одном налоговом режиме УСН предусмотрено взимание двух налогов с различным порядком определения элементов.

Имеются особенности и в определении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Отличительной чертой этого налога является порядок его установления и введения. Устанавливается он НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие – нормативными правовыми актами представительных органов перечисленных субъектов. При этом устанавливаются:

1) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, только в пределах перечня, определенного соответствующей главой НК;

2) значения коэффициента К2 (ст. 346.29 НК).

Данный коэффициент при исчислении налоговой базы по единому налогу корректирует величину базовой доходности.

Характеризуя данный режим налогообложения, можно заметить отсутствие системной взаимосвязи порядков установления и введения ЕНВД и местных налогов, порядок установления последних, в свою очередь, закреплен в ст. 12 ПК. Из этого можно заключить, что данный единый налог не относится к местным налогам.

Не останавливаясь подробно на недостатках нормативного закрепления специальных налоговых режимов, акцентируем внимание на одном: а именно на нечетко сформулированной принадлежности данных режимов – неясно, входят ли они в подсистему федеральных налогов или представляют собой отдельную налоговую подсистему.

В связи с изложенным представляется очевидной недостаточная регламентация положений НК, касающихся специальных налоговых режимов, кроме того, в них имеются дефекты юридической техники, поэтому эти положения, вне всякого сомнения, требуют уточнения.