Местное управление

В отличие от центральных органов государственной власти, определяя систему которых Конституция следовала за ранее принятыми решениями, в отношении местной власти в ней был впервые закреплен ряд важных положений. Конечно, Конституция РСФСР устанавливала лишь ряд самых общих положений, касающихся предметов ведения и организации органов Советской власти на местах. По эти положения не позволяли усомниться в том, что с местной вольницей покончено. Так, прежде всего, было определено, что в обязанности местных Советов входит проведение в жизнь постановлений высших органов советской власти, разрешение вопросов, имеющих чисто местное значение, координация всей советской деятельности и культурнохозяйственное развитие данной территории (ст. 61). В декабре 1918 г. постановлением Совета обороны наркоматам предоставлялось право отменять постановления и распоряжения местных советов, если они "стесняли деятельность центральной власти". Местный бюджет не был обособлен, и фактически местные органы не распоряжались материальными и денежными ресурсами. Согласно Конституции они работали по сметам, которые утверждались вышестоящими советскими органами, а в конечном счете, ВЦИК и СНК (ст. 86).

Постановлением VII съезда Советов "О советском строительстве" права местных Советов были расширены, в частности их исполкомы получили право обжаловать в вышестоящую инстанцию распоряжения наркоматов. Последние, в свою очередь, наделялись правом непосредственного сношения с соответствующими отделами исполкомов. После войны установленная система местных Советов была воспринята Конституцией РСФСР 1925 г. и сохранялась в таком виде до 1937 г.

Чрезвычайные органы государственной власти на местах создавались наряду с центральными и действовали, как правило, ограниченный отрезок времени.

Так, тяжелая экономическая ситуация, связанная с войной, а также необходимость проводить в деревне политику диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства привела к созданию комитетов бедноты. Декрет ВЦИК и СНК об организации и снабжении деревенской бедноты был издан 11 июня 1918 г. и предусматривал, что комбеды организуются местными Советами депутатов при непременном участии продовольственных органов и под общим руководством Наркомпрода и ВЦИК. Около трети членов комбедов составляли городские рабочие. В их основной состав входили бедные крестьяне, не использовавшие наемную рабочую силу и не имеющие излишков. Задачей комбедов было равномерное и справедливое распределение продразверстки между крестьянскими хозяйствами, что на практике нередко приводило к полному изъятию у середняков и зажиточных крестьян даже семенных запасов хлеба. Тем же делом занимались гак называемые продармии, в которые входили, как правило, безработные рабочие под руководством большевиков. К концу июля 1918 г. Продармия включала более 12 тыс. человек. Участники Продармии получали 150 руб. и натуроплату, пропорционально количеству конфискованных продуктов. Другими задачами комбедов было распределение среди бедноты хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий, а также оказание содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук "кулаков и богатеев". Практика показала, что эти органы не только проводили в жизнь декрет о продразверстке, но нередко и заменяли собой местные Советы, если в них начинало преобладать зажиточное крестьянство. Однако уже в ноябре 1918 г. комбеды были распущены.

Военно-революционные комитеты возникали еще как органы подготовки и проведения восстания. В начале Гражданской войны в губерниях и уездах прифронтовой и освобожденной от неприятеля полосы выборные или назначаемые военно-революционные комитеты сохранялись как чрезвычайные временные органы диктатуры пролетариата. Состав комитетов не превышал трех-пяти человек, но полномочия были весьма широкими. Им принадлежала вся полнота власти на местах. Они имели право привлекать население для проведения оборонительных работ, помощи в расквартировании и снабжении войск, наблюдением за соблюдением общественного порядка. Там, где не было Советов, военревкомы выполняли все функции власти и управления. Ревкомы возникали в период Гражданской войны для содействия военным властям в укреплении тыла и подавлении контрреволюционных мятежей. Легализованные положением ВЦИК и СНК от 24 октября 1919 г., ревкомы вскоре были упразднены постановлением Совета обороны.