Места памяти

Образы памяти фрагментарны и неустойчивы. Целостность и связность они приобретают тогда, когда к этому принуждают обстоятельства настоящего. Такие обстоятельства связаны с мнемоническими местами - местами памяти. Это памятники, монументы и другие места, в которых запечатлены исторические события. Функция мест памяти — остановить или, по крайней мере, замедлить процесс изменения традиции. Места памяти укрепляют стереотипы сознания, побуждая людей к воспоминаниям о прошлом, служат актам коммеморации.

Вопросы терминологии

Коммеморация — это процесс памятования через актуализацию событий, образов и персоналий прошлого в контексте современных воззрений и потребностей.

Главная функция мест памяти — сохранение коллективной памяти: "Местами памяти могут стать люди, события, предметы, здания, традиции, легенды, географические точки, которые окружены особой символической аурой. Их роль прежде всего символическая, т.е. напоминание о прошлом, наполняющее смыслом жизнь в настоящем. Важной характеристикой lieux de memoire является то, что они могут нести разные значения, и эти значения могут меняться. Исследователи lieux de memoire изучают не столько материальное или историческое “ядро” места памяти, сколько его отражение в сознании и формы его восприятия"[1].

Устная история

В последние десятилетия XX в. стало развиваться новое направление историографии — устная история. Историческая наука всегда предпочитала письменные источники, считая их более объективными, чем устные, поскольку устная передача информации, устное свидетельство о событии носит всегда личностный, эмоциональный характер. Кроме того, историков больше интересовали деяния великих людей, правителей, военачальников, революционеров... В нашей стране история "молчаливого большинства" стала объектом интереса в свете переоценки официальной истории и в результате смены социально-политической парадигмы.

Работа с устной историей — это сбор и записывание воспоминаний, их хранение и интерпретация.

На заметку

Работа с устной историей — это междисциплинарная область, в которой тесно сотрудничают историки, социологи, психологи и педагоги.

Записанная устная история — это, по сути, развернутая автобиография. Историки высоко оценили новый метод, в котором в качестве "сырья" используется жизненный опыт людей. Историческая наука, по их мнению, начинает приобретать "новое измерение"[2]. Кроме того, интервью дает возможность выявить и существующие письменные документы, фотографии семейного архива, которые другим путем получить было бы невозможно. Устная история — это еще передача ценнейшей информации от старшего поколения к младшему, установление коммуникации между поколениями, социальной преемственности.

"История семьи в особенности способна придать человеку сильное ощущение бесконечности жизни, над которой не властна даже смерть. В местной истории деревня или город ищет смысл перемен, которые переживает, а вновь прибывшему исторические знания помогают укорениться в новой среде".

Использование ресурса исторической памяти в сфере образования показало его высокую эффективность. Конкурсы работ немецких школьников, основанных на изучении устной истории, с использованием архивов, сбора и анализа воспоминаний, проводившиеся в 1970-х гг., были призваны восстановить трагическую память о войне. Результат этих проектов превзошел все ожидания: работы школьников, повествовавшие о судьбах советских военнопленных и иностранных рабочих в Германии, несли настолько ценную информацию, что оказались событием в научной среде, вызовом всему академическому сообществу. Переход к таким формам обучения был продиктован недовольством старым способом преподавания истории в школе, когда преподносился готовый материал, не требующий от детей никакой рефлексии. С этого момента (1970-е гг.) на уроках истории в школах ФРГ стала использоваться новая проектная методика, предполагающая самостоятельное исследование.