Месопотамские религии

Месопотамские религии – это религии древних народов, проживавших в долинах Тигра и Ефрата (Шумер, Аккад, Ассирия и Вавилония). Кроме того, месопотамские религиозные представления, по-видимому, разделялись жителями Древней Сирии, Финикии и Аравии. Все эти народы, наряду с египтянами, оказались одними из первых, кто вступил на путь государственного развития, т.е. такой цивилизационной организации, которая пользуется специальным аппаратом насильственной власти для возможно полной концентрации общественных усилий.

К Новому времени из последователей собственно месопотамских религий остались лишь мандеи[1]. Однако поскольку память о ближневосточных религиях сохранилась не только в форме желания ассирологов (специалистов-историков по Ассирии) сделать себе научное имя, но и форме массового интереса ко всему дальневосточному, всегда остаются основания считать возрождение ближневосточного язычества вполне возможным. Эта возможность особенно актуальна в XXI в., когда на Западе входит в моду пришедший из Ирака сатанизм.

В центре месопотамских религиозных представлений стоят многочисленные боги, связанные между собой сложными отношениями. Боги обозначались словом "илу" (Ил, Эл, Илим, Элим, Элоах, Элохим, Аллах), что означает "сильный", "сила". В древнесемитских мифах Илу – это верховный бог, единоличный творец Вселенной, который уже в эпоху эллинизма отождествлялся со всемогущим Зевсом.

Эволюция месопотамского вероучения от топографического политеизма к иерархическому аналогична соответствующей эволюции вероучения египетской религии. Укрепление силы единого государства совпадало здесь с созданием цветистых теогоний, обосновавших выход на первый план того или иного местного бога. Среди верховных богов месопотамского пантеона побывали представители разных городов – Ан, Энлиль, Энки, Мардук и др.

Ан ("небо") – бог неба. Более всего для образа Ана характерна пассивность, бездеятельность, он почти нигде не является главным действующим лицом, но скорее лишь символом высшей власти.

Энлиль ("владыка – ветер") – один из главнейших ближневосточных богов. В списках богов из Фары (XXVI в. до н.э.) Энлиль занимает второе место после своего отца бога неба Ана, которого он в ряде случаев превосходит. Энлиль – олицетворение всякого господства. В мифах об Энлиле проявляется его сущность как божества плодородия и жизненных сил, а также необузданной стихийной силы.

Энки ("владыка земли") – одно из главных божеств шумероаккадского пантеона, бог мудрости и заклинаний, владыка божественных сил "ме", часто защитник людей перед богами, помощник людей во всех трудных делах. Энки – создатель людей, хранитель основ цивилизации. В мифе "Энки и Шумер" Энки выступает как устроитель мирового порядка на земле, оплодотворяет ее и определяет судьбу городам и странам.

Силой, связующей волю всех богов в единый принцип мировой справедливости, месопотамская религия признает "ме". Ме – это могущественные божественные таинственные силы, управляющие миром, всеми божественными и земными институтами. Считалось, что этими силами не могли управлять города и храмы. Такие силы могли покидать своего обладателя, воплощаться в предметном мире, сохраняя при этом свои незримые свойства. Ме – обязательный атрибут богов, причем каждый бог обладает им в разной мере; например, Ан и Энлиль – боги, которые чаще всего наделяют этой силой других богов. Между тем сохранились древние свидетельства о древнем боге Энмешарре – "господине всех ме", который "передал Ану и Энлилю свое господство". Существуют ме подземного мира. С ме в какой-то мере связано аккадское представление о таблицах судеб, которые определяли движение мира и мировых событий; обладание ими обеспечивало мировое господство или подтверждало его (в аккадской космогонической поэме "Энума элиш" ими первоначально владела Тиамат, затем Кингу и, наконец, Мардук). Таким образом, ме – это всемирная таинственная сила, обеспечивающая стабильный мировой порядок и позволяющая управлять даже богами посредством особых магических манипуляций. Учение о ме привносит в месопотамские религиозные представления существенный оккультный элемент, активно воспринятый среднеземноморским миром в эпоху эллинизма.

Месопотамское язычество можно считать прародителем всей Западной цивилизации. Главный принцип его учения – непосредственное и повседневное справедливое воздаяние. Непосредственное, поскольку награда за правильное (праведное) усилие или наказание за неправильное (неправедное) усилие наступает непосредственное после совершения этого усилия; повседневное, поскольку усилия человека не претендуют на награду сверх того, что он может получить в опыте повседневной жизни, – они направлены лишь на благополучие, долголетие, здоровье, богатство, земные удовольствия. И бизнесмен XXI в., который верит, что человек делает себя сам и что успех зависит исключительно от его собственных стараний, и Сидури – хозяйка богов из поэмы "О все видавшем" со слов заклинателя Син-Леке-Уннинни (приблизительно XX в. до н.э.) –являются носителями одного и того же вероучения.