Лекция 4. Меры по защите конкуренции

В результате изучения главы обучаемый должен:

знать

• антимонопольные требования, предъявляемые к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений;

• порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества;

• особенности отбора финансовых организаций;

• порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров;

уметь

• применять нормы конкурентного права в отношении мер по защите конкуренции, решать сложные задачи правоприменительной практики;

• аргументировать принятые решения, предвидеть последствия принятых им решений;

• анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;

• квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии; проводить экспертизу правовых актов; объяснить действие норм права их адресатам;

владеть навыками

• составления письменных документов юридического содержания;

• устных выступлений по правовым вопросам, в том числе в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике;

• составления экспертных заключений;

• консультирования по правовым вопросам.

Правовые основы обеспечения состязательного отбора контрагента при заключении договора

Одним из главнейших факторов, обеспечивающих создание конкурентной среды в гражданских правоотношениях, является установление процедур состязательного отбора контрагента при заключении договора. В некоторых сферах, где высока возможность антиконкурентного поведения при заключении договоров, законодательным путем обеспечиваются недискриминационные и конкурентные правила отбора контрагентов.

Основным предлагаемым ГК инструментарием, направленным на решение указанной задачи, являются торги. Торги представляют собой особый способ заключения договора, когда контрагент выбирается среди нескольких претендентов как предложивший наиболее высокую цену или лучшие условия и в силу этого выигравший торги. Именно с ним и заключается договор.

Поэтому торгам изначально присущ элемент состязательности, отличающий их как способ заключения договора от обычного способа, предполагающего акцепт оферты. Торги, в которых принимал участие только один участник, не могут обеспечить состязательности между участниками и наиболее выгодных условий для организатора торгов, а потому признаются несостоявшимися (п. 5 ст. 447 ГК).

Организация и проведение торгов, как это следует из ст. 448 ГК, осуществляются, как правило, в несколько стадий: а) организация торгов: опубликование извещения о проведении торгов; подготовка требуемой для участия в торгах документации; получение при необходимости разъяснения положений документации; б) проведение торгов: подача заявок на участие в торгах; рассмотрение заявок на участие в торгах; проведение оценки и сопоставления заявок на участие в торгах; составление и подписание протокола о результатах торгов; подписание договора (если предметом торгов было только право на заключение договора).

Способами отбора контрагента при заключении договора являются:

1) конкурентные способы: проведение конкурсов (открытых, закрытых, в электронной форме); проведение аукционов (открытых, закрытых, в электронной форме); применение иных способов закупки (открытых, закрытых, в электронной форме): запрос предложений; запрос котировок, запрос предложений и др.;

2) неконкурентные способы: конкурентный анализ; осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Определенным пробелом можно считать отсутствие четкого порядка обжалования нарушений при использовании указанных способов закупки. Действие ст. 449 ГК, ст. 17 Закона о защите конкуренции распространяется только на торги, запрос котировок и запрос предложений, а не на все способы закупки. Полагаем, что возможным способом воздействия на нарушителя являлась бы выдача предписания в порядке ст. 23 Закона о защите конкуренции и административная ответственность за его неисполнение.

Если конкурс и аукцион широко известны, то иные способы закупки можно кратко охарактеризовать следующим образом.

1. Запрос предложений – конкурентный способ отбора контрагента при заключении договора, не являющийся торгами, при котором заказчик информирует потенциальных поставщиков о потребности в продукции и приглашает к подаче открытых коммерческих предложений в адрес заказчика. Победителем признается участник, предложивший наиболее выгодные для заказчика условия договора в соответствии с установленными заказчиком требованиями.

2. Запрос котировок – конкурентный способ отбора контрагента при заключении договора, не являющийся торгами, при котором заказчиком запрашиваются цены одновременно у нескольких поставщиков на стандартную продукцию на определенных условиях поставки в соответствии с установленными заказчиком требованиями. Победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену.

3. Конкурентный анализ – неконкурентный способ отбора контрагента при заключении договора, при котором предложение о заключении договора направляется поставщику, выбранному на основании анализа цен продукции, опубликованных в открытых источниках. Победителем признается поставщик, предлагающий наименьшую цену на продукцию.

4. Закупка у единственного источника – неконкурентный способ отбора контрагента при заключении договора, при котором предложение о заключении договора направляется конкретному поставщику без проведения конкурентных закупочных процедур.

Использование неконкурентных способов закупок должно быть ограничено либо незначительностью цены договора, либо объективными обстоятельствами, не зависящими от субъективного усмотрения заказчика, например: действием обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных ситуаций, требующих принятия незамедлительных действий для обеспечения уставной деятельности заказчика; закупкой у единственного производителя и поставщика заявленного оборудования или услуг; проведением дополнительной закупки, когда по соображениям стандартизации, унификации, совместимости с ранее приобретенной продукцией новая закупка должна быть сделана только у того же поставщика; осуществлением закупки по договорам, заключаемым на основании рамочного (генерального) соглашения с одним поставщиком, выбор которого осуществлен путем проведения конкурентной процедуры и др.

Примером ценового ограничения может служить ч. 15 ст. 4 Закона о закупках, предоставляющая заказчику право не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб., а если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., – 500 тыс. руб. Этим установлено ценовое ограничение для обязанности по применению положений Закона о закупках вообще и возможность по закупке вне конкурентных процедур, в т.ч. у единственного поставщика.

Указанное исключение направлено, с одной стороны, на установление разумного соотношения суммы сделки и затрат на ее заключение, с другой, на пресечение возможности искусственного дробления единого заказа на однородные, сумма по каждому из которых не превышает предельного размера расчетов наличными деньгами, и не препятствует применению данного исключения в случае, когда предельная сумма расчетов наличными деньгами не превышается в договоре, заключаемом на год.

В некоторых сферах вопросы организации и проведения торгов регулируются особо. Так, процедурные вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Законе о контрактной системе детализированы в намного большей степени по сравнению с ГК и различаются в зависимости от избранного способа закупки.

Нормы Закона о закупках, имея целью развитие добросовестной конкуренции и устранение необоснованных ее ограничений, обеспечение гласности и прозрачности закупки товаров, работ, услуг, устанавливают особенности осуществления закупки, главной из которых является возможность использования любых (помимо конкурса или аукциона) способов закупки, предусмотренных локальным правовым актом – Положением о закупке, утверждаемым организатором закупки (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).

Статьей 39 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также юридических лиц и граждан, направленные на: ограничение вопреки условиям конкурсов доступа к участию в них всех желающих приобрести право на пользование животным миром; уклонение от предоставления разрешений на пользование животным миром победителям конкурсов.

Не ставя целью привести исчерпывающий список такого рода установлений, некоторые из них, имеющие общий характер, необходимо рассмотреть более внимательно.