Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям за нарушения, выявленные в их деятельности

В соответствии со ст. 74 Закона о Банке России в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала:

2) потребовать от кредитной организации:

– осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

– замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 Закона о Банке России;

– осуществления реорганизации кредитной организации;

3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев[1];

6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Законом о банкротстве кредитных организаций;

7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение сю обязательных нормативов.

К кредитной организации не могут быть применены Банком России перечисленные меры, если со дня совершения нарушения истекло пять лет. Названные меры не могут применяться Банком России и в связи с невыполнением кредитной организацией (ее филиалом) положений документов Банка России, не являющихся нормативными актами или предписаниями.

Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения из числа перечисленных выше.

Помимо изложенного, Банк России также вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным в ст. 20 Закона о банках.

Кроме того, в случае нарушения субъектами национальной платежной системы Закона о НПС или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России ЦБ РФ вправе осуществлять предупредительные действия и применять меры принуждения, предусмотренные ст. 34 Закона о НПС.

В связи с наличием в КоАП ст. 15.26, в ч. 2 которой установлена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа за нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований, а в ч. 3 – административная ответственность за те же нарушения, если они создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), на практике возник вопрос: являются ли меры воздействия, предусмотренные ст. 74 Закона о Банкс России, мерами административной ответственности?[2]

Н. В. Онуфриенко приводит следующие критерии различия между наложением административного штрафа в соответствии с КоАП и применением меры надзорного воздействия Банка России в виде штрафов (принудительная мера воздействия), которые зависят от субъектного состава, целей применения, условий назначения, оснований применения, расчета суммы штрафа, порядка назначения и других факторов[3]:

Критерии различия в наложении административного наказания по ст. 15.26 КоАП и применении меры принудительного воздействия Банка России в виде штрафов

№п/п

Показатель различия

Административное наказание в соответствии со ст. 15.26 КоАП

Мера воздействия в виде штрафа в соответствии со ст. 74 Закона о Банке России

1

Расчет суммы штрафа

Выражается в абсолютных величинах в пределах от 10 до 50 тыс. руб.

Выражается в процентном отношении к минимальному размеру уставного капитала, установленного законодательством РФ для вновь создаваемых кредитных организаций на момент совершения нарушения

2

Случаи применения

При привлечении к административной ответственности в случае наличия вины

В случае выявления у кредитной организации нарушений и осуществления Банком России функций банковского регулирования и банковского надзора (ст. 73, 75 Закона о Банке России)

3

Условие назначения

Установление состава правонарушения

Нарушение федеральных законов, неисполнение предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и (или) кредиторов (вкладчиков). Состав правонарушения не устанавливается

4

Документ, служащий основанием для возбуждения производства по делу, применения меры воздействия

Протокол

Результаты анализа, проведенного в соответствии с п. 1.4 инструкции ЦБ РФ от 31.03.1997 № 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности". Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) требований федеральных законов и предписаний Банка России. Применяемые принудительные меры воздействия оформляются в виде предписания

5

Порядок назначения

Судебное разбирательство в случае привлечения к административной ответственности при наличии состава правонарушения. Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ст. 23.1 КоАП)

Меры воздействия применяются центральным аппаратом и территориальными учреждениями Банка России. Банк России может обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа в порядке применения мер надзорного воздействия (ст. 74 Закона о Банке России)

6

Цель

Мера ответственности, установленная государством, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП)

Регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России, защита интересов вкладчиков и кредиторов (ст. 73 Закона о Банке России)

7

Перечисление штрафа

В бюджет

В доход Банка России

8

Срок возбуждения дела об административном правонарушении и срок применения меры воздействия

Сжатые процессуальные сроки. Направляется судье в течение суток с момента составления протокола. Срок давности привлечения к административной ответственности два месяца с момента совершения административного правонарушения. При длящемся правонарушении срок исчисляется со дня обнаружения

В течение пяти лет со дня совершения нарушения. Отсутствует разграничение между длящимся и недлящимся нарушением

9

Приведение в исполнение постановления о назначении наказания / примененной меры надзорного воздействия

Уполномоченными органами по правилам ГПК и Федерального закона "Об исполнительном производстве"

Штраф уплачивается кредитной организацией самостоятельно. В случае отказа либо уклонения кредитной организацией от исполнения требования об уплате штрафа его взыскание может осуществляться в судебном порядке. При получении исполнительного листа суда о взыскании штрафа с кредитной организации, на корреспондентском счете которой недостаточно денежных средств для удовлетворения всех предъявленных к ней требований, штрафы взыскиваются в общеустановленном порядке

10

Давностный срок для погашения наказания / применения меры воздействия

Лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания (ст. 4.6 КоАП)

Давностный срок отсутствует

11

Основания для освобождения от наказания / примененной меры надзорного воздействия

Малозначительность совершенного административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП)

Взыскание штрафа с кредитной организации не производится при наличии у нес на момент возникновения нарушения отрицательного капитала (кроме штрафов за нарушение порядка обязательного резервирования, установленного Банком России). В этом случае к кредитной организации применяются другие меры воздействия, предусмотренные ст. 74 Закона о Банкс России

На принципиальное отличие мер административной ответственности от мер воздействия, предусмотренных Законом о Банке России (ст. 74) и Законом о банках (ст. 20), со ссылкой па Определения КС РФ от 05.11.1999 № 182-0 "По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”" и от 14.12.2000 № 268-0 "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”" обращено внимание и в письме ЦБ РФ от 02.07.2002 № 84-Т "О Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях". В нем Банк России, в частности, рекомендует применять меры ответственности, предусмотренные ст. 15.26 КоАП, к должностным лицам кредитной организации, а к самой кредитной организации – меры, предусмотренные ст. 74 Закона о Банке России.

Арбитражная практика также исходит из самостоятельного характера мер воздействия, применяемых Банком России. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 30.08.2006 № КА-А40/7898-06 по дату № А40-6119/06-120- 60 применительно к введению Банком России запрета на проведение отдельных банковских операций отмечено, что Закон о Банке России урегулировал применение специальных мер воздействия к кредитным организациям, ст. 74 которого устанавливает более широкие меры воздействия, чем предусмотренные ст. 15.26 КоАП. Следовательно, в данном случае Банк России имел право применить ст. 74 Закона о Банке России[4].

Помимо изложенных мер принудительного воздействия инструкция ЦБ РФ от 31.03.1997 № 59 предусматривает предупредительные меры воздействия. Они применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков.

Указанные меры могут применяться при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления, а в соответствующих случаях и учредителей (участников) кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности, а также при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее учредителей (участников) с надзорными органами. Взаимодействие с надзорными органами должно выражаться в принятии кредитной организацией, а в необходимых случаях и ее учредителями (участниками) соответствующих обязательств по корректировке деятельности данной кредитной организации.

Предупредительные меры воздействия могут применяться главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков. В частности, они могут применяться:

– при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, если установленные Банком России обязательные нормативы деятельности или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых кредитной организацией, выполняются либо имеют место незначительные нарушения этих требований, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков;

– если по данным отчетности кредитной организации и другой информации о ее деятельности имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния кредитной организации (например, текущие убытки от банковских операций и сделок, тенденция к снижению собственных средств (капитала), привлечение средств на условиях хуже рыночных, отказ клиентов (вкладчиков), средства которых составляли значительную долю в привлеченных ресурсах, от обслуживания в кредитной организации, падение рыночной стоимости свободно обращающихся акций и долговых обязательств кредитной организации и другие аналогичные факты);

– при несоблюдении требований федеральных законов и нормативных актов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности, в частности:

а) при нарушении сроков представления в Банк России документов, необходимых для согласования изменений и дополнений в учредительные документы кредитной организации;

б) при нарушении порядка открытия (закрытия) представительств, филиалов, внутренних структурных подразделений кредитной организации;

в) при нарушении порядка представления документов для согласования изменений, вносимых в положение о филиале кредитной организации;

– при несоблюдении кредитной организацией требований Банка России:

а) по разработке Правил построения расчетной системы кредитной организации в условиях отсутствия на последнюю отчетную дату у филиалов неоплаченных расчетных документов клиентов или при их наличии длительностью не более трех дней;

б) по своевременному проведению филиалами платежей с корреспондентских субсчетов, открытых им в Банке России, в случае наличия у филиалов на отчетную дату неоплаченных расчетных документов длительностью не более трех дней.

Применение предупредительных мер воздействия возможно и при более серьезных нарушениях в деятельности кредитной организации, сопровождающихся ухудшением ее финансового состояния. В этом случае применение предупредительных мер должно сочетаться с принудительными мерами воздействия.

ОГЛАВЛЕНИЕ предупредительных мер воздействия включает:

– доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;

– изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;

– предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);

– установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.