Закономерности формирования первого впечатления

Среди эффектов социальной перцепции известен "эффект первичности", когда первая информация о человеке носит определяющий характер, влияет на все последующее общение с ним. Известно, что более 50% информации, полученной в первые 15 секунд восприятия человека (даже если он еще ни слова не сказал), в дальнейшем общении подтверждается. Это происходит не только потому, что люди действительно довольно точно "читают" невербальные сигналы, исходящие от другого человека, но и потому, что мы склонны в дальнейшем искать подтверждение уже сложившемуся представлению и не замечать того, что противоречит ему.

На складывающийся имидж влияет также информация о человеке, полученная задолго до начала общения. Известный эффект "ореола" обеспечивает влияние этой информации на восприятие человека. При формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к его переоценке, а негативное впечатление – к недооценке.

Имидж может сформироваться и в отсутствие всякой информации о человеке, на основании отнесения его к определенной социальной группе. Априорный имидж – имидж, сформировавшийся еще до начала общения с человеком. Основывается он на стереотипной информации относительно той социальной группы, к которой реципиент причислил индуктора. Чем жестче у человека стереотип, тем сложнее будет изменить априорный имидж в непосредственном общении с ним.

Факторы формирования первою впечатления[1].

1. Фактор превосходства – если индуктор воспринимается реципиентом как превосходящий по значимым качествам (например, по образованности, интеллекту), реципиент склонен переоценивать другие качества индуктора.

Знаки превосходства:

1) одежда. Свидетельства превосходства в одежде: а) цена – чем она выше, тем выше статус. Цену мы "вычисляем", видя качество одежды, ее дефицитность (частоту встречаемости), модность;

б) силуэт одежды – "высокостатусным" считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а "низкостатусным" – приближающийся к шару; в) цвет: для высокого статуса – черно-белая гамма; чем ярче и насыщеннее цвет, тем ниже статус (красный – официант, швейцар);

2) соотношение знаков одежды с ситуацией общения: одни и те же элементы по-разному интерпретируются в зависимости от ситуации;

3) манера поведения: независимость в различных обстоятельствах и ситуациях: от партнера, от ситуации общения, от мелких норм общения – интерпретация зависит от готовности воспринимающего признать эту независимость обоснованной.

2. Фактор привлекательности. Если человек нравится нам внешне, мы склонны считать его более хорошим, умным и т.д.

Проведенный в школе эксперимент показал следующее. Учителям давалось дело ученика, к нему прилагались разные фотографии. Привлекательным детям учителя приписывали более высокий интеллект, лучший статус в группе сверстников, родителей, занимающихся их воспитанием.

В другом эксперименте люди оценивали красивых людей как более уверенных в себе, счастливых и искренних, уравновешенных, энергичных, более богатых духовно. Мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных.

Знаки привлекательности:

а) соответствие социально желательным признакам;

б) усилия, которые затрачиваются человеком для соответствия одобряемому типу внешности (телосложение – мезоморфный тип получает наиболее положительные оценки по психологическим свойствам, толстяки – наиболее отрицательные). Привлекателен тот тип телосложения, который социально одобряется. По еще более привлекательны усилия, затраченные на его получение.

3. Фактор отношения к нам. Мы выше оцениваем людей, которые относятся к нам положительно. При явном отрицательном отношении к нам мы не замечаем положительных сторон в партнере.

Эксперимент, показывающий значение этого фактора: выявив мнения людей, знакомили их с мнениями других людей но этим же вопросам и затем просили оценить этих людей. Чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка человека. Чем выше оценивается человек, тем большее сходство его взглядов с собственными от него ожидали. Разногласий просто не замечают.

Знаки согласия: кивки, одобряющие улыбки, слова, манера поведения.