Меры убеждения, применяемые органами внутренних дел

Сущность убеждения в деятельности органов внутренних дел (полиции) состоит в том, что оно является методом воздействия на общественные отношения, а его ОГЛАВЛЕНИЕ включает широкий комплекс различных воспитательных, стимулирующих мер воздействия и пропаганду с целью формирования правомерного поведения как общечеловеческой ценности.

Моральные и материальные стимулы повышения активности населения в борьбе с правонарушениями играют не меньшую роль, чем в других областях деятельности государства. Пределы использования убеждения как средства воздействия на правонарушителей обусловливаются прежде всего природой правонарушения, степенью его общественной опасности, личностью нарушителя. Вместе с тем существует ряд условий, при которых, воздействуя на правонарушителей, можно ограничиться мерами убеждения. Это следующие условия:

• административное правонарушение, в отличие от преступления, нс представляет большой общественной опасности;

• мер убеждения достаточно для предотвращения противоправного поведения и воздействия на сознание потенциального правонарушителя.

Сложный и многоаспектный процесс правового воспитания в деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции) находит свое выражение в идеологическом воздействии на сознание обычных граждан и должностных лиц, их психический и моральный облик. Проводя воспитательную работу среди населения, сотрудники полиции выступают с докладами, лекциями на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях. Особенно велико значение индивидуальной воспитательной работы сотрудников полиции с несовершеннолетними, несанкционированно оставляющими место своего постоянного жительства, либо по другим основаниям состоящих на профилактическом учете. Выбор и использование перечисленных элементов предполагает инициативный и творческий характер.

Стимулирование позитивного поведения в профессиональной деятельности органов внутренних дел (полиции) заключается в официальном поощрении от имени государства физических и юридических лиц, активно содействующих сотрудникам полиции в осуществлении правоохранительной деятельности. На основании п. 34 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции" полиция имеет право поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении возложенных на нее обязанностей. За особые заслуги в выполнении своего общественного долга и проявленные при этом мужество и героизм граждане России могут быть представлены к государственным наградам РФ и субъектов Федерации.

Моральное и материальное стимулирование применяется также и к сотрудникам полиции, образцово исполняющим свои служебные обязанности. Система мер поощрения многообразна и включает государственные награды (ордена, медали, почетные звания), ведомственные медали и знаки, другие виды поощрений. Поощрение отдельных сотрудников возможно на основании законодательства субъектов РФ. Например, в Законе Кемеровской области от 27.12.2007 № 216-03 "О поощрении сотрудников правоохранительных органов", установлено, что одной из форм поощрения сотрудников полиции, внесших значительный вклад в дело борьбы с преступностью, и проживающих в Кемеровской области, является предоставление в собственность жилых помещений, находящихся в государственной собственности Кемеровской области.

Предназначение пропагандистской деятельности состоит в том, чтобы показать гражданам общегосударственную значимость правомерного поведения, убедить в этом лиц, склонных к совершению правонарушений. Осуществляя агитационно-пропагандистскую деятельность, сотрудники полиции содействуют распространению среди населения правовой информации, разъясняют характер и ОГЛАВЛЕНИЕ установленных правил поведения, популяризируют действие законов и других нормативных правовых актов, регламентирующих общественный порядок и безопасность.

Эффект пропагандистской деятельности обеспечивается наличием следующих требований:

• целенаправленность и максимальная конкретность;

• актуальность и объективность;

• ясность, доступность и эмоциональная обусловленность;

• систематичность осуществления.

Так, пропаганда безопасности дорожного движения сотрудниками ГИБДД предполагает разноплановое информационное воздействие на участников дорожного движения и имеет целью формирование как стереотипов допустимого поведения, так и стереотипов осознанного отказа от возможных неправомерных поступков.

Информационное воздействие в рамках общественной безопасности и правопорядка может носить инновационный характер. Для этого специальные образовательные программы могут быть реализованы уже на уровне начальной и средней школы. Дополнительные учебно-агитационные блоки могут содержать наглядные фото- и видеоматериалы для формирования у учащихся установки на недопустимость противоправного поведения.

Важным инструментом информационного воздействия на поведение населения является внедрение различных форм общедоступной рекламы, которая предполагает демонстрацию специально выполненных клипов и роликов на телевидении, а также тематических информационных материалов на различных интернет-сайтах и в СМИ.

В беседах, во время поквартирного (подворного) обхода административного участка, а также в выступлениях по радио, на интернет-ресурсе или в печати следует сообщать населению, что именно произошло, кто совершил опасное правонарушение, какие меры принимаются органами внутренних дел для поддержания порядка, в какой помощи нуждаются сотрудники полиции со стороны общественности.