Меры прокурорского реагирования.

Установив факты нарушения законов в деятельности судебных приставов, прокуроры используют меры реагирования, предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре, в том числе: а) протест на противоречащий закону нормативный правовой акт, содержащий требование изменить либо отменить такой акт; б) заявление в суд о признании нормативного правового акта недействующим, действий (бездействия) и решений судебных приставов незаконными; в) представление об устранении нарушений закона; г) предостережение о недопустимости нарушения закона.

Согласно п. 1.10 указания Генпрокурора РФ от 12.05.2009 № 155/7 протесты на незаконные постановления судебных приставов-исполнителей должны приноситься вышестоящим должностным лицам. В связи с этим постановления, вынесенные единолично судебным приставом-исполнителем, подлежат опротестованию старшему судебному приставу. В случаях, когда выносимое постановление требует утверждения старшим судебным приставом (о розыске должника, о проведении государственной регистрации прав собственности на имущество, иного имущественного права должника, о временном ограничении на выезд должника из России), протест адресуется главному судебному приставу субъекта РФ.

Пункт 1.9 указания предписывает вносить представления об устранении нарушений главным судебным приставам субъектов РФ с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности. Данное обстоятельство не исключает возможности внесения требования о наказании старшего судебного пристава.

Для того чтобы меры прокурорского реагирования были эффективными, при подготовке протестов и представлений необходимо четко формулировать требования, опираясь на положения законов, регулирующих исполнительное производство. При этом необходимо обращать внимание не только на факт своевременного получения ответов, но и на их ОГЛАВЛЕНИЕ, на мотивировку ответа и подтверждение исполнения требований прокурора (в том числе копиями приказов об отмене незаконного акта либо о наложении дисциплинарного наказания).

В случае неисполнения законных требований прокурора (например, безмотивное непринятие мер по внесенному представлению, неявка без уважительных причин по вызову прокурора и т.д.) должны выноситься постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП.

В соответствии с указанием Генпрокурора РФ от 12.05.2009 № 155/7 в случае неисполнения законных требований прокурора следует применять предоставленные ст. 45, 254, 441 ГПК и ст. 198 АПК полномочия по обращению в суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причиненного ими ущерба.

По согласованию со взыскателем – лицом, в интересах которого было предъявлено исковое заявление, по делу, возбужденному по инициативе прокурора, постановление, действие (бездействие) должностного лица службы судебных приставов при наличии достаточных оснований могут быть оспорены прокурором. В соответствии со ст. 441 ГПК такие заявления рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Как указано в п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам гл. 25 ГПК, в частности, относятся должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов. Заявления рассматриваются судами общей юрисдикции, за исключением случаев, которые относятся к компетенции арбитражных судов: когда речь идет об исполнении исполнительного документа, выданного арбитражным судом в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также в иных случаях, установленных АПК.

Согласно ч. 2 ст. 197 АПК прокурором могут быть оспорены решения и действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов арбитражного суда. При этом необходимо учитывать, что установленные Федеральным законом "Об исполнительном производстве" сроки обжалования (10 дней) адресованы участникам исполнительного производства, т.е. не лимитируют прокурора. Он руководствуется положениями процессуального законодательства.

В случае выявления в ходе проверки фактов совершения уголовнонаказуемых деяний, в том числе по составам, отнесенным непосредственно к подследственности органов дознания ФССП России, прокурор в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК выносит мотивированное постановление о направлении материалов проверки в соответствующий орган предварительного расследования. Факты совершения преступлений непосредственно должностными лицами службы судебных приставов (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.) также должны влечь за собой своевременное реагирование прокурора в установленном порядке.