Лекция II. Закономерности эдукации и робурсации

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

– знать определения человека: характеристики человека физического; качества человека психологического; свойства человека энергоинформационного; интегральную модель человека;

– уметь комплексно характеризовать целостного человека; анализировать структуры человека, значимые для эдукации; рассчитывать стратегию развития человека; учитывать действие энергоинформационных сил;

– владеть методами экспертизы целостного человека; методикой составления интеграционной модели; приемами анализа духовного мира человека.

Диагностические индексы:

Минимально необходимое время (в минутах) изучения материала темы – 152.

Трудность (в условных единицах от 1.00) изучаемого материала – 1,00.

Время (в минутах), необходимое для полноценного усвоения знаний, – 304.

Каждая наука моделирует "своего" человека для решения своих задач. Образно говоря, философия соткала его из этических качеств, анатомия – из мышц и сухожилий, физиология – из рецепторов и нервов, психология – из характера и темперамента.

А что же педагогика? Какой человек у нее?

Над этим много думал К. Д. Ушинский, который в педагогике Нового времени предпринял попытку выделить в человеке свойства и качества, оказывающие решающее влияние на его эдукацию – обучение, воспитание, развитие. Свое понимание человека как существа, формируемого воспитанием, наш великий педагог задумал обобщить в "Педагогической антропологии", но успел подготовить лишь первые два тома с выразительным названием "Человек как предмет воспитания" (вышли отдельными книгами в 1867 и 1869 гг.). В анализе К. Д. Ушинского человек предстает перед нами прежде всего как обладатель психологических качеств, влияющих на его воспитание, как предполагалось, в наибольшей степени.

С логикой большого ученого, убедительно показав силу действия психологических факторов, К. Д. Ушинский привязывает педагогику к психологии. Его "психологический человек" начинает занимать все более заметное место в педагогических теориях, вытесняя многогранного, целостного, социально-этического человека, в котором психологическое начало отнюдь не главное. Собственно педагогические, социальные, этические, экономические, экологические и многие другие влияния, определяющие эдукацию человека, учитываются явно недостаточно. Постепенно многосторонний, целостный, духовный человек вместе с проблемами его жизни, местом и значимостью в ней воспитания исчезает из педагогики.

Педагоги пристают к человеку со своим воспитанием, как бы позабыв, что он – существо разумное и самостоятельно регулирующее свою жизнь. Не потрудившись узнать, сколько и какого воспитания требует человек, как оно влияет на его дальнейшую жизнь, как отражается на доходах и судьбе, педагоги смотрят лишь на память и мышление. Человек и его жизнь сквозь эдукацию и робурсацию не просматриваются. Нет ответов на важнейшие вопросы: что дает воспитание, когда и на какие воспитательные центры необходимо влиять, пытаясь оказывать человеку помощь. Никто не знает механизмов воспитания, не может объяснить, как оно происходит, сколько воспитания нужно человеку.

Спустя 150 лет после откровений К. Д. Ушинского вновь начинаем педагогику с обсуждения проблемы человека и его жизни. Смотрим па него во всеоружии современной науки, сравниваем, изменился ли он, остался ли прежним. Пытаемся представить человека в целостных моделях, отвечающих последним достижениям науки, понять на новом витке развития общества и педагогики – что же он собой представляет как предмет воспитания.