Меры международного контроля

Для ограничения внешних заимствований у банков часто используются другие меры контроля:

• упомянутые выше специальные требования к резервам применительно к обязательствам перед нерезидентами (для повышения издержек и снижения прибылей, связанных с перекредитованием ввозимого капитала);

• установление запретов на выплату банками процентов по вкладам нерезидентов или даже установление отрицательных процентных ставок ("комиссионных") по таким депозитам;

• обложение налогом внешних заимствований для ликвидации арбитражной маржи, обусловленной разрывом между внутренними и внешними процентными ставками[1];

• установленные требования об обязательном депонировании наличных средств финансовыми и нефинансовыми фирмами в центральном банке в размерах, составляющих определенную долю от их внешних займов (эта мера была впервые использована Германией в 1972 г. под названием Бардепот (от фр. bardepot — система резервных требований на средства, заимствованные за границей)).

Меры контроля за вывозом прямых и долевых портфельных инвестиций могут распространяться как на резидентов, так и нерезидентов. Во втором случае могут устанавливаться ограничения на репатриацию капитала, например, в форме статутных сроков, в течение которых такая репатриация не допускается, или в форме положений, предусматривающих поэтапную репатриацию с учетом наличия иностранной валюты или необходимости поддержания порядка на рынке валюты страны. Резиденты могут ограничиваться в правах владения иностранными акциями либо напрямую, либо через лимиты, касающиеся разрешаемых портфелей инвестиционных фондов страны. Для ограничения зарубежных инвестиций резидентов могут использоваться также двойные обменные курсы. Обычно при этом предусматривается, что операции с капиталом должны в обязательном порядке производиться через рынок, на котором валютный курс является менее выгодным, чем по текущим операциям. Некоторые из этих методов используются также в отношении закупок долговых ценных бумаг, выпускаемых за рубежом, и других форм внешних ссудных операций. Законом могут ограничиваться также возможности депонирования резидентами средств в иностранных банках.

Таким образом, изложенное выше позволяет сделать некоторые теоретические обобщения. Прежде всего отметим, что чистые потоки капитала в страны с формирующимся рынком характеризовались активным подъемом, начавшимся в середине 2009 г., однако этот подъем был впечатляющим лишь с точки зрения темпов. Даже в тех регионах, где чистые потоки были очень мощными (например, в Латинской Америке и странах Азии с формирующимся рынком), уровни 2010—2012 гг. были сопоставимы со средними значениями, наблюдавшимися в предыдущих подъемах, и не превышали прошлых пиковых величин.

Чистые потоки капитала за последние 30 лет стали более изменчивыми и, как правило, характеризуются низкой стойкостью. При этом они во многих развивающихся и формирующихся странах более изменчивы, чем в странах с развитой экономикой, хотя и здесь ситуация разная. Их миграция, ведущая к образованию долга (такие как банковские потоки ТНК и иные частные и портфельные долговые обязательства), является наиболее нестабильной и менее стойкой, чем другие потоки.

Потоки капитала в страны с формирующимся рынком, по-видимому, изменяются в тандеме с глобальными условиями финансирования. В частности, чистые потоки в страны с формирующимся рынком резко повышаются в периоды либеральных глобальных условий финансирования (когда мировые процентные ставки и степень неприятия риска являются низкими) и сокращаются по окончании этих периодов. Чистые потоки в страны с формирующимся рынком также временно повышаются, когда показатели их экономического роста лучше, чем в странах с развитой экономикой. Банковские и другие частные потоки являются наиболее явной движущей силой, определяющей увеличение и снижение потоков капитала.

Страны с прямыми финансовыми позициями относительно США испытывают дополнительное отрицательное влияние ужесточения денежно-кредитной политики в США на чистый приток капитала по сравнению со странами, не имеющими таких позиций. Прямая финансовая позиция относительно США измеряется долей активов и пассивов страны в США в ее совокупных внешних активах и обязательствах. Недавние исследования показали, что для страны со средней величиной прямой финансовой позиции относительно США (порядка 16%) неожиданное повышение реальной процентной ставки США примерно на 5 базисных пунктов приводит в течение квартала к снижению чистых потоков на 1/2 базисных пункта ВВП сверх того, что испытывает страна, не имеющая такой позиции. Это дополнительное отрицательное влияние увеличивается со временем. Эффект намного меньше, когда происходит реализованное или фактическое повышение процентной ставки, которое могло быть отчасти или полностью ожидаемым.

Указанная чувствительность увеличивается вместе с уровнем прямых финансовых позиций относительно США и усиливается, когда глобальные условия финансирования (процентные ставки, склонность к принятию риска) являются либеральными. Однако это дополнительное отрицательное влияние меньше в случае стран с формирующимся рынком, имеющих прямые финансовые позиции относительно США и достаточно емкие внутренние финансовые рынки и высокие показатели роста.

Изменчивость потоков капитала, скорее всего, останется объективной реальностью как для стран с формирующимся рынком, так и для стран с развитой экономикой в ближайшей перспективе. Важнейшая задача экономической политики состоит в том, чтобы не допустить, что эта изменчивость поставит под угрозу экономический рост и финансовую стабильность страны. Именно поэтому директивным органам необходимо принять надлежащий комплекс мер в области макроэкономической политики, пруденциального финансового надзора и макропруденциальных мер для сохранения высоких темпов роста в условиях изменчивых потоков капитала в мировой экономике.