Менеджеры, их основные компетенции, уровни управления. Типы менеджмента

В современной организации менеджеры занимают ключевые позиции. Причем по мере развития общественных процессов, а значит, и возрастания сложности в динамично развивающихся внешних факторах усложняются функции менеджеров и соответственно повышается их влияние на достижения конечных результатов деятельности организации.

В обобщенной трактовке менеджер - это человек, занимающийся управленческим трудом. Однако последний имеет множество форм и проявлений, что обусловливает появление ряда ролевых функций и компетенций менеджера. При этом менеджер - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности организации.

Поскольку организация это группа людей, объединенных л. 1я достижения общей цели, то функция согласования, координации действий работников организации обусловлена объективными причинами. Именно эту функцию, которую в общем виде можно определить как руководство работой других людей, реализует менеджер. Его труд весьма специфичен. Он заключается в том, что задачи любого плана - производственные, экономические, технические, финансовые, социальные, маркетинговые он решает в основном в организационном плане, осуществляя воздействие на людей, непосредственно участвующих в реализации каждой из конкретных задач.

Менеджер обязан: формировать цели, строить планы действий по их достижению, организовывать работу, заинтересовывать людей в ее результатах, контролировать промежуточные и итоговые результаты, предвидеть последствия управленческих решений.

Говоря кратко, менеджер обеспечивает выполнение работы. Результат труда менеджера - эффективная организация работы его подчиненных.

Менеджер вынужден анализировать и синтезировать множество разнохарактерных факторов, поэтому его труд должен носить творческий, инициативный характер. Не случайно многие авторы говорят об искусстве управления, в котором отражаются личностные качества менеджера-индивида. Каждый из менеджеров вырабатывает свой стиль руководства, который непосредственно формирует результаты его труда.

Искусство руководителя проявляется не только в координировании действий, налаживании коммуникаций и создании гармоничной, стимулирующей инновации внутренней среды, но и в активизации инициативы подчиненных путем предоставления им права решать отдельные вопросы, высказывать и отстаивать собственное мнение. При этом функция контроля всегда сохраняется за менеджером. Известно, что около 80% проблем, возникающих перед менеджером, связано с человеческим фактором. Работая в коллективе, он должен в первую очередь выполнять функции руководства отдельными людьми, их группами и коллективом в целом за счет информирования, мотивации, воспитания и контроля.

Труд менеджера неоднороден. Многими авторами [1, 4, 6, 12, 15] подчеркивается разнообразие деятельности менеджера, ее кратковременность и фрагментарность. Например, мастер (руководитель низового звена управления) выполняет 500-600 различных операций в день в отличие от станочника, овладевшего техникой изготовления какой-либо детали и занимающегося ее производством длительное время [6].

Существует еще одна особенность управленческого труда: менеджер выполняет ролевые функции, которые определяются его должностью. Причем он не влияет на ОГЛАВЛЕНИЕ этой роли, ее суть отражена в должности, позиции в управленческой иерархии. Однако менеджер как личность может влиять на характер ее исполнения. Принято выделять 10 ролей, которые в зависимости от уровней управления выполняют менеджеры. Эти роли разбиты на три группы: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Указанные группы находятся во взаимосвязи, взаимодействии и образуют единое целое. Совокупность ролевых функций определяет объем и ОГЛАВЛЕНИЕ работы менеджера любой организации (табл. 1.1) |6|.

Таблица 1.1 Управленческие роли (по Г. Минцбергу)

Роль

Описание

Характер деятельности

Главный руководитель

Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера

Церемониалы, действия, обязываемые положением

Приемник информации

Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую успешно использует в интересах своего дела; выступает как центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию

Обработка почты, осуществление контактов, связанных с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)

Распространитель информации

Передаст информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует анализа отдельных фактов для формирования взглядов организации

Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы)

Представитель

Передает информацию для внешних контактов Организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт но вопросам данной отрасли

Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам

Предприниматель

Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет проекты по совершенствованию деятельности, контролирует разработку определенных проектов

Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие разработку проектов усовершенствования деятельности

Устраняющий нарушения

Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью принятия важных решений

Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы

Распределитель ресурсов

Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации

Составление графиков, действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных

Ведущий переговоры

Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах

Ведение переговоров

В организации, являющейся сложной системой, управленческая работа структурирована в двух направлениях: по горизонтали и по вертикали. Горизонтальная структура подразумевает расстановку руководителей во главе отдельных подразделений (назначение менеджеров отделов). Вертикальная структура образует уровни управления. Структурная логика подразумевает, что в аппарате управления вышестоящие руководители координируют работу нижестоящих руководителей, те в свою очередь - работу стоящих ниже их и т.д., вплоть до уровня руководителей, координирующих работу непосредственно производителей ( неуправленческого персонала).

Количество уровней управления может быть различным и зависит от специфики конкретной организации и управленческой работы. Однако в обобщенной модели выделяется три уровня управления и соответственно три категории менеджеров: руководители низового звена (или операционные управляющие), среднего звена и высшего звена.

Руководители низового звена размещены на уровне, который находится непосредственно над неуправленческим персоналом организации, и осуществляют контакты с ним. Менеджеры этого уровня контролируют выполнение производственных заданий и использование выделенных им ресурсов. На промышленном предприятии, например, типичными должностями этого уровня являются мастер, старший мастер, начальник участка, мастер смены.

Руководители среднего звена призваны координировать и контролировать работу руководителей низового звена. Характер их работы определяется ОГЛАВЛЕНИЕм работы вверенного ему подразделения или отдела. Например, на промышленном предприятии начальник производственного отдела координирует работу руководителей низового звена, анализирует данные о производительности труда, взаимодействует с другими подразделениями. Типичные должности на этом уровне: начальник цеха, начальник отдела, директор филиала. Среднее звено - это, по-сути, связующее звено между менеджерами высшего и низового звеньев. Они собирают, обрабатывают и обобщают информацию, необходимую для формирования решений, принимаемых на высшем уровне управления, и передают эти решения в виде конкретных заданий менеджерам низовых звеньев.

Руководители высшего уровня, состав которых гораздо малочисленнее состава руководителей других уровней, принимают важнейшие для организации решения, формируют миссию и стратегию, цели и задачи, выстраивают архитектуру организации, взаимодействуют с внешней средой на уровне стратегически значимых компонентов, распоряжаются ресурсами, формируют инновационную политику и т.д. Роль и меру ответственности менеджеров высшего звена трудно переоценить.

Социологи, изучающие организацию как социальный институт, выделяют три уровня управления: технический, управленческий и институциональный. Находящиеся на этих уровнях люди выполняют разные функции. На техническом уровне работники в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, на управленческом уровне - согласовывают усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне решают весь комплекс стратегических задач.

На рис. 1.3 изображена пирамида уровней управления, демонстрирующая уменьшение числа руководителей на каждом последующем уровне.

Так как работа менеджера весьма разнообразна и охватывает самые разные процессы, можно выделить ряд типов менеджмента, выстроенные на принципах агрегирования процессов |6|.

Рис. 1.3. Пирамида уровней управления

В рамках организационного менеджмента решаются задачи создания организации, формирования структуры и системы управления ею, разрабатываются инструкции, правила, регламенты. Сфера организационного менеджмента - создание условий для нормального функционирования организации и решения стоящих перед ней задач.

Стратегический менеджмент предусматривает определение долгосрочных целей организации, основных способов их достижения, распределение ресурсов. Он направлен на длительное, теоретически бесконечное функционирование организации.

Текущее управление заключается в конкретизации задач, координации процесса их решения, обеспечении его необходимыми ресурсами на основе специально разработанных ресурсных схем, в контроле и оценке достигнутых результатов, а также в поощрении или наказании исполнителей.

Текущее управление, как и перспективное, имеет четкую объективную направленность. Объектами управления выступают: производство, материально-техническое снабжение и сбыт, инновации, маркетинг, кадры, финансы, эккаутинг (процесс сбора, обработки и анализа данных о работе организации, а также их сопоставления с результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем и обеспечения полного использования ресурсного потенциала организации). Соответственно выделяются производственный менеджмент, управление материально-техническим снабжением и сбытом, инновационный менеджмент, менеджмент маркетинга, менеджмент персонала, финансовый менеджмент, управление эккаутингом.

В последние годы в терминологический оборот пошло понятие "стратегический, глобальный менеджмент". Им обозначаются процессы управления в транснациональных компаниях. Кроме того, нельзя не заметить интенсивно развивающиеся инновационный, экологический и антикризисный менеджмент.

Особое место занимает классификация менеджмента, учитывающая функциональный признак - функциональные виды. К ним относятся:

- управление производством (производственный менеджмент);

- управление финансами (финансовый менеджмент);

- менеджмент персонала;

- инновационный менеджмент;

- менеджмент логистики (в ряде случаев).

Управление производством заключается в управлении объектами или процессами, посредством которых непосредственно производят товары, имеющие материально-вещественное выражение, или предоставляют услуги.

Управление производством большинством авторов [2, б, 7, 12, 13, 15] рассматривается как ключевая функция общего управления предприятием. На его основе обеспечивается согласованность между операциями (процессами), а также осуществляется планирование, координация и контроль процесса преобразования ресурсов организации в конечный продукт.

В российской практике перед управлением производством ставятся особые задачи:

- оптимальная организация производственных процессов;

- обеспечение полного соответствия производимой продукции количественным и качественным характеристикам спроса;

- переход к инновационному типу развития производства исходя из принципа перманентности инноваций;

- жесткий контроль качества.

При принятии управленческих решений следует учитывать, что ключевыми факторами, обусловливающими уровень спроса на товары (услуги), являются качество, надежность, цена, скорость поставки, организация сервиса.

Управление финансами предусматривает управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и максимизации прибыли. Цель получения финансовых средств и эффективного их использования может быть достигнута за счет эффективного финансового менеджмента и финансового планирования (бюджетирования). Этот тип планирования предполагает разработку финансового плана, который включает в себя:

- план доходов и расходов;

- расчет точки безубыточности;

- прогноз движения наличности.

План доходов и расходов характеризует процесс формирования и изменения прибыли организации. На базе этого плана можно определить, какой объем прибыли приносит реализация того или иного товара (или товарная группа), выявить товары, наиболее уязвимые с финансовой точки зрения, а также комплексно очертить финансовое положение организации в планируемом периоде.

Безубыточность бизнеса выражает уровень производства или реализации, при котором финансовые поступления от продажи товаров (услуг) равняются издержкам, понесенным предприятием при производстве и реализации. Точка безубыточности - это минимальный объем сбыта, при котором нет ни убытка, ни прибыли. Уровень безубыточности организации подвержен изменениям. Они детерминируются такими факторами, как изменения цены товара и затрат на его изготовление. Стремясь повысить уровень безубыточности, необходимо интенсифицировать потребление ресурсов, жестко регламентировать затраты на производство, а также своевременно внедрять эффективные инновации и использовать весь комплекс мер в области модернизации производства.

Центральное место в финансовом менеджменте занимает анализ финансового состояния фирмы, который включает в себя анализ рентабельности, финансовой устойчивости, скорости оборота капитала, окупаемости вложенных средств.

Финансовая устойчивость предполагает, что предприятие:

- может погасить все текущие долги после получения средств от реализации продукции и услуг;

- способно погасить будущие обязательства на основе ожидаемого дохода из вырученных средств;

- имеет достаточные средства для вложения в основной капитал;

- имеет средства для покрытия непредвиденных расходов.

В современных условиях к менеджменту предъявляются определенные требования по поводу необходимости раскрытия информации о финансовом состоянии организации, что необходимо для потенциальных инвесторов и акционеров. Инвесторов интересуют результаты финансовой и операционной деятельности, прогнозируемые факторы риска, сведения об инвестициях в другие компании. Такие сведения создают основу для принятия инвестиционных решений, исключительно важных в любой ситуации, и особенно в кризисный период.

Менеджмент персонала включает в себя целенаправленную деятельность руководства фирмы в отношении формирования кадровой политики и решений по управлению персоналом организации. Концептуально-методологический базис менеджмента персонала заключается в том, что работники рассматриваются как ресурсный потенциал организации, сформированный на конкурентных началах. Этот потенциал вместе с другими потенциально ресурсными компонентами необходимо развивать, наращивать и эффективно использовать.

Управлять персоналом - значит осуществлять практические мероприятия, с помощью которых руководитель побуждает работников к действию в целях достижения результатов. От качества решений в системе подбора, обучения, формирования работоспособных групп, оценки результатов работы персонала, мотивации, материального поощрения работников во многом зависят экономические результаты деятельности любой организации. Важно формировать целостный коллектив, не просто состоящий из набора отдельных специалистов, а синтезирующий дееспособные слаженные группы. Работа в этом направлении предусматривает:

- оценку потребностей организации и определение критериев подбора кадров;

- подбор кадров и прием на работу;

- обучение персонала;

- руководство и оценку качества работы персонала.

Инновационный менеджмент - взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.

Инновационный процесс - это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Применительно к продукту (товару) инновационный процесс может быть определен также как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Укрупненно инновации могут быть разделены: на продуктовые, технологические и организационно-распорядительные. Последние в большинстве случаев неизбежны при внедрении как продуктовых, так и технологических инноваций. Известны классификации инноваций по следующим признакам: распространенность, место в производственном цикле, преемственность, охват рынка, степень новизны и инновационный потенциал.

Управление логистикой

Логистика - это наука о планировании, контроле, управлении доставкой, складированием, перемещением материальных потоков в процессе доставки, переработки и доведения готовой продукции до потребителя. Промышленная логистика выполняет обеспечивающую функцию в отношении производства нужного товара в нужное время при минимальных издержках. Целью управления логистикой является обеспечение выпуска продукции в соответствии с производственным заказом по качеству и времени. При управлении логистикой менеджеры осуществляют управление и контроль точности и срока поставки, готовности к поставке, гибкости предприятия, качества поставки, логистического цикла.