Меланезийцы

Меланезия объединяет острова, жители которых отличаются темным цветом кожи. Географически она включает почти 2/3 площади всей Океании – ее юго-западную часть, и завершается на востоке о-вами Фиджи. Островной мир Меланезии это Новая Гвинея, Новая Британия, Новая Ирландия, Новая Каледония, Новые Гебриды и др. На островах есть горы (Новогвинейские Альпы – до 5 тыс. м высотой) и полноводные бурные реки.

Обитатели островов принадлежат к различным народам и племенам, и к разным языковым группам. Далеко не все в Меланезии ясно, так как, прибыв на острова, их обитатели мигрировали на другие, смешиваясь с местными жителями или, ведя войны с окружающим населением, страдая от океанских бурь и ураганов, извержений вулканов и т.п. Поскольку на протяжении десятилетий или столетий основная часть островов находилась под властью главным образом Англии и Франции, английский и французский языки сохранились во многих государствах и в местной их форме стали родными для немалого числа жителей Океании. Например, в Меланезии, возникли новые формы разговорных, а затем и письменных языков, в том числе пиджины. Эти языки ранее считались искаженными (английским, французским и др.), теперь же они стали новыми самостоятельными языками и уже имеют письменность, литературу и являются государственными языками ряда стран.

По образу жизни меланезийцы имеют больше сходства между собой. Особенно это сказывается в земледелии, но есть и определенные различия. Прежде всего, многие меланезийские народы сохраняют традиции морских плаваний и совершают путешествия по океану на значительные расстояния. Это имеет большое значение для межостровных торговых связей, в ходе которых появились и новые средства платежа, совсем не похожие на деньги в нашем понимании – топоры, низки и украшения из раковин (в ритуальной системе торгового обмена кула на о-вах Тробриан) и т.п.

Это способствовало экономическому и социальному развитию Меланезии. Так, на многих островах возникла система так называемых мужских союзов. Некоторые из них действуют в глубокой тайне, другие – совершенно открыто. Можно было состоять в нескольких союзах одновременно. Члены ранговых союзов (Сукве на о-вах Банкс и Торрес, Маки на Новых Гебридах) занимают неодинаковое положение. Их место в союзе определяется размером членского взноса. Всего число рангов более 20. Тот, кто достигает наивысшего ранга, воспринимается почти как бог, как живой предок. Тайные мужские союзы, например, Дук-Дук в Новой Британии, связаны преимущественно с религиозными культами, и их деятельность протекает скрыто в безлюдных местах. На людях они появляются только в масках и особого рода костюмах, закрывающих все тело, так что узнать их практически невозможно. Большую активность проявляют тайные союзы во время праздников. Подчас они исполняют полицейские функции, наказывают провинившихся жителей деревни.

Существование мужских союзов тесным образом связано с верой в духов и изготовлением священных предметов, прежде всего масок, изображающих этих духов. Маски бывают самые разнообразные – деревянные, плетеные, из листьев и отбитого луба и т.д. Они иногда достигают 12-метровой высоты или диаметра до 3 м, напоминая по форме воздушные шары, грибы и т.п.

Многие десятилетия в Океании работали миссионеры, прежде всего протестанты и католики. Они обратили в христианство, хотя бы и формально, подавляющее число жителей. Однако сейчас возникают местные культы, возрождающие старинные верования, но кое-что взявшие из арсенала христианства. По-видимому, этим культам принадлежит будущее в религиозной жизни океанийцев.

С Меланезией связаны многие разновидности так называемого карго-культа (от англ. cargo – "судовой груз"). Видя, что европейцы и американцы прибывали на острова с моря и привозили с собой много заманчивых вещей, меланезийцы постепенно пришли к убеждению, что эти грузы направлены их предками, живущими за морем, но перехвачены колонизаторами. Поэтому надо всеми способами показывать предкам, что эти грузы не доходят до потомков, и побуждать их прислать новые. На некоторых островах люди прекращали работу и даже разрушали свои дома, считая, что предки, увидев, как потомкам плохо, тут же придут им на помощь.

Учитывая, что меланезийцы значительно теснее связаны с морем, чем папуасы, им свойственны разные формы рыболовства и мореходства. За тысячи лет, которые прошли с момента прихода в Океанию предков нынешних ее жителей, современные океанийцы в значительной степени утратили навыки морских плаваний и путешествий.

В отличие от большинства восточных районов Океании, в отдельных районах Меланезии развито изготовление глиняной посуды, начавшееся еще до нашей эры. Изготавливали ее руками, без гончарного круга – методом выбивания или налепа, а затем сушили на солнце. Керамика была с давних пор одной из важнейших составных частей торгового обмена. Орнаменты керамики Лапита сохраняются и ныне в декоре утвари, росписи, узорах на древках стрел, и даже в татуировке.

Посуду изготавливают также из дерева. Она разнообразна по форме и размеру – круглая, овальная. В ней не готовят, а только раскладывают еду. Блюда, употреблявшиеся только в праздники, достигали подчас полутора метров в диаметре. Могли они делаться и в форме птицы, черепахи и др.

Жажду утоляли водой, соком незрелого кокосового ореха. Кроме того, существует напиток, который вначале имел ритуальное значение. На Фиджи его знают под названием янгона, на Попапе – сакау, в Полинезии – кава и т.п. Его разрешали пить только мужчинам, да и то только во время самых важных событий. Приготавливается кава следующим образом. Основа этого напитка – корень перечного растения. Прежде всего, его следует раздробить (когда-то его разжевывали молодые люди по той простой причине, что у них еще были целы все зубы). Для измельчения используются каменные орудия. Затем все это заливают водой в большом деревянном сосуде, оставляют бродить, постоянно перемешивая мочалкой из волокон, после процеживают и он готов к употреблению. Получается мутный горьковатый напиток, обладающий слабым тонизирующим действием. Постепенно кава превратилась в своего рода национальный напиток полинезийцев, а также некоторой части населения Меланезии и Микронезии.

В деревне меланезийцев очень украшали дома вождей и культовые постройки. Они были довольно сложны и ярко раскрашены. По одежде меланезийцы не очень отличаются от папуасов, только набор украшений больше и разнообразней.

Символом богатства, как и у папуасов, были свиньи. В выращивании свиньи, особенно кабана, особая роль принадлежит своего рода соревнованию. Побеждает тот мужчина, кто может продемонстрировать самое большое и толстое животное. При этом очень ценятся загнутые нижние клыки. Из загнутых клыков делали нагрудные украшения, без которых ни один мужчина не мог показаться на празднике.

В пище меланезийцев обильно представлена рыба и другие продукты моря. Мясо, как и у папуасов, было редкостью. Надо добавить, что на многих островах существовал каннибализм, в определенной степени связанный с религиозными представлениями. Предполагалось, что сила и могущество съеденного воина переходит к тому, кто взял его в плен, убил и съел.

История Меланезии изобилует военными столкновениями. Воинственность меланезийцев требовала большого количества вооружения, которое каждый воин делал для себя сам. Это были палицы разных видов, копья, щиты, пращи, иногда луки и стрелы. Хорошо вооруженные меланезийцы смогли длительное время влиять на поведение европейцев, появлявшихся у их островов. Путешественникам указывали определенное место для высадки и диктовали условия товарообмена. Нарушителей этих предписаний изгоняли с островов, не давая высаживаться в новых местах.