Механизм внешнеэкономической политики США

Существует множество точек зрения, объясняющих экономическую экспансию США после Второй мировой войны. Большинство традиционалистов ссылаются на нужду самих США и стран Западной Европы в обеспечении безопасности и защите демократии; ревизионисты же объясняют ее с точки зрения потребностей капитализма в расширении рынков сбыта, экспорта и импорта товаров, необходимости защиты инвестиций, т.е. мотивы экспансии в их понимании коренятся в сугубо экономической сфере. Постревизионисты ссылаются на ряд дополнительных факторов, в частности на то, что США, подобно любой другой великой державе в истории, были вынуждены стремиться к проведению именно такой внешней политики, исходя из особенностей их политической и экономической системы. В экспансии они видят само призвание Америки. Можно привести немало примеров конкретных внешнеполитических акций, направленных на поддержку американских экономических интересов. Органичное единство интересов бизнеса с внешнеполитическими программами США было и является аксиомой. Теоретически экономическая мощь предстает более удобным инструментом внешней политики, чем многие традиционные инструменты, в частности военная сила.

Опыт послевоенных десятилетий свидетельствует о том, что все сколько-нибудь крупные достижения американской внешней политики опирались на прочный экономический фундамент. Так, политика формирования послевоенной системы международных отношений, которую можно считать в целом успешной, включала в себя в качестве экономического компонента "план Маршалла" для стран Западной Европы, программу стабилизации для Японии, расширение американских капиталовложений в Латинской Америке, создание системы влиятельных международных экономических организаций – МВФ, ГАТТ, МБРР и др.

В сегодняшних США создан сложный и разветвленный механизм внешнеэкономической политики и экономической дипломатии. Центральное место в нем занимают Государственный департамент и Министерство торговли США.

Министерство торговли США является основным участником процесса выработки внешнеторговой политики государства, министр торговли входит в состав Комитета по международной торговле (КМТ). Этот комитет является главным межведомственным координационным органом в области внешней торговли, в состав которого по должности входят госсекретарь, а также министры сельского хозяйства, торговли, труда и финансов и должностные лица других министерств и ведомств по усмотрению торгового представителя.

В рамках Министерства торговли функционируют два структурных подразделения, в компетенцию которых входят наиболее существенные вопросы внешней торговли США: Управление международной торговли (УМТ) и Бюро экспортного контроля (БЭК). Их возглавляют заместители министра торговли США. Это управление обеспечивает аналитическую поддержку торговому представителю США в период подготовки и проведения торговых переговоров, осуществляет контроль за соблюдением многосторонних и двусторонних торговых соглашений, а также антидемпингового законодательства США и законодательства, связанного с предъявлением исков по делам о взимании компенсационных пошлин. Бюро (БЭК) осуществляет контроль за американским экспортом по соображениям его соответствия национальным интересам, интересам национальной безопасности и недопущения распродажи стратегических материалов. БЭК также занимается реализацией внешнеторговой политики США в отношении Израиля.

Одним из важнейших стратегических направлений деятельности Министерства торговли является содействие росту конкурентоспособности США на мировом рынке за счет укрепления и защиты национальной экономической инфраструктуры. В фокусе внимания Министерства торговли находится вся инфраструктура национальной экономики: заводы, фермы, частные предприятия, университеты – все, что составляет экономику страны и обеспечивает наличие рабочих мест. Указанная выше стратегическая линия нашла свое отражение в целом ряде конкретных программ. Перечислим основные программы Министерства торговли США:

1) претворение в жизнь национальной экспортной стратегии президента США совместно с координационным комитетом содействия развитию торговли: для достижения этой цели УМТ проводит работу по укреплению системы мер поддержки и содействия торговле, включая защитные меры;

2) контроль за соблюдением торгового законодательства и торговых соглашений для обеспечения дальнейшей торговой либерализации в мире;

3) усиление и институциональное закрепление мер поддержки американской внешней торговли, особенно на крупных появляющихся рынках; для достижения этой цели УМТ формирует комитеты по развитию делового сотрудничества и совместные комиссии и претворяет в жизнь инициативы, направленные на увеличение количества американских компаний, экспортирующих товары на рынки развитых стран Западной Европы, Японии и Канады;

4) реструктуризация системы экспортного контроля применительно к требованиям XXI в.; основная роль в этой работе принадлежит Бюро экспортного контроля, которое совместно с американскими компаниями и правительственными ведомствами содействует увеличению числа экспортных сделок с низким уровнем риска и ограничению заключения сделок с повышенным риском;

5) обеспечение эффективного действия правоохранительных программ, защита национальной безопасности и внешней политики США; содействие нераспространению материалов двойного назначения, химического оружия; поддержка усилий по противодействию терроризму; защита интересов общественной безопасности;

6) содействие конверсии оборонных отраслей промышленности;

7) общественная поддержка экономической политики Америки, в том числе на международном уровне;

8) оказание помощи отсталым территориям и районам в создании собственного потенциала экономического роста;

9) обеспечение сбора технической информации, ее изучение и анализ для понимания проблем экономического развития и мобилизации нефедеральных ресурсов для их решения на местном уровне;

10) создание возможностей для развития предприятий, принадлежащих представителям национальных меньшинств, в основных отраслях, соблюдение требований по их географическому размещению;

11) улучшение системы доступа к получению финансирования предприятиями, принадлежащими национальным меньшинствам;

12) обеспечение технического руководства национальной инфраструктурой системы метрологии и стандартизации; укрепление национальной системы стандартизации и метрологии, обеспечение соответствия характеристик товаров требованиям национальных стандартов;

13) оказание поддержки в реализации программы предоставления сопутствующих услуг мелким производителям для повышения их конкурентоспособности;

14) оказание содействия американским предпринимателям в целях постоянного повышения производительности труда и эффективности производства в рамках программы присуждения национального знака качества;

15) стимулирование экономического роста США за счет разработки новейших технологий путем создания партнерских отношений с промышленностью па условиях пропорционального распределения затрат;

16) координация и руководство межведомственной работой по повышению уровня конкурентоспособности промышленного производства совместно с предприятиями, академиями и администрациями штатов;

17) оказание содействия в развитии, защите и расширении системы охраны прав интеллектуальной собственности в США и за границей;

18) поддержка разработки национальной информационной инфраструктуры, доступной для всех американцев;

19) отстаивание национальных интересов в сфере международных телекоммуникаций для содействия открытию международных рынков и обеспечения интересов США;

20) разработка направлений эффективного и рационального использования радиочастот на федеральном уровне;

21) обеспечение руководства в разработке направлений осуществления политики в сфере телекоммуникаций в новых приоритетных сферах на национальном уровне;

22) содействие безопасности мореплавания за счет внедрения революционных научно-технических достижений в сфере навигации и картографии;

23) улучшение системы оперативного оповещения и погодного прогнозирования для укрепления системы общественной безопасности.

Управление международной торговли имеет свои представительские учреждения в более чем 70 странах, в которых работают специалисты в сфере внешней торговли. Эти учреждения осуществляют сбор и анализ информации о внешних рынках и представляют интересы американского бизнеса за границей. Это управление выполняет следующие функции:

• выявляет возможности для продвижения на рынок продукции американских производителей, а также перспективные проекты для реализации с участием американского бизнеса;

• оказывает консультативную помощь американским компаниям, включая вопросы финансирования торговли;

• проводит рыночные исследования и анализ вопросов торговой политики; от имени американских компаний отстаивает их интересы при реализации крупномасштабных проектов, осуществлении закупочных операций, а также в вопросах доступа на рынок;

• организует и проводит мероприятия по содействию развитию внешней торговли США.

Бюро экспортного контроля (БЭК) играет ведущую роль в повышении эффективности режима многостороннего контроля. БЭК представляет промышленность США на международной арене в работе по вопросам Конвенции о запрещении биологического оружия. За счет участия в программах БЭК химическая промышленность США получает право голоса при разработке существенных для отрасли направлений политики. В функции БЭК входит также контроль за экспортными сделками применительно к конечным пользователям и целям использования экспортируемых товаров. БЭК сотрудничает с представителями служб экспортного контроля иностранных государств и содержит свой персонал в посольствах США в некоторых странах

Центральной Европы и Восточной Азии для ведения вопросов экспортного контроля совместно со службами посольств и правительствами принимающих стран.

Бюро экономического анализа в составе Экономико-статистического управления участвует в работе международных организаций по вопросам стандартизации, что способствует унификации и повышению качества системы международной статистики. Это, в свою очередь, дает возможность правительству США совершенствовать оценку и анализ экономического развития.

Национальный институт стандартизации и технологий (входящий в систему Технического управления) возглавляет работу по гармонизации международных систем метрологии и стандартизации с целью содействия развитию международной торговли. Институт участвует в разработке международных соглашений о взаимном признании, в которых определяются условия проведения в США испытаний на соответствие иностранным или международным стандартам.

Министр торговли США является председателем Координационного комитета содействия развитию американской торговли. Это своего рода межведомственный рабочий орган, задачи которого определены президентом и конгрессом США и состоят в разработке и проведении в жизнь национальной экспортной стратегии. Работа Комитета заключается в том, чтобы направлять деятельность федерального правительства на оказание содействия американским компаниям в вопросах выхода на внешние рынки, способствуя тем самым повышению их конкурентоспособности. В состав комитета входят Госдепартамент, Министерство финансов, Министерство обороны, МВД, Министерство сельского хозяйства, Министерство труда, Министерство транспорта, Министерство энергетики, аппарат торгового представителя, Совет экономических консультантов, Агентство международного развития, Управление по делам малого бизнеса, Агентство по защите окружающей среды, Эксимбанк (Экспортноимпортный банк США), Агентство по торговле и развитию, Инновационное агентство США, Федеральные ведомства, входящие в состав этого комитета, проводят работу, направленную на развитие и укрепление государственных программ поддержки торговли и ее финансирования.

Министерство торговли также налаживает взаимодействие между государством и частным сектором, например через деятельность Экспортного совета при президенте США и реализацию Программы консультаций для промышленных компаний. Проведение в жизнь стратегической линии на достижение передовых рубежей в сфере науки и технологий является одним из важнейших элементов работы Министерства торговли по поддержанию высокого уровня конкурентоспособности американской промышленности. На основе анализа сильных и слабых мест регулируется поток капиталовложений в развитие НИОКР и реализацию программ создания новых технологий. Осуществляется координация и руководство межведомственной работой по созданию технологической базы для производства автомобилей нового поколения, повышению уровня конкурентоспособности обрабатывающих отраслей промышленности, а также по укреплению взаимодействия в сфере развития новых технологий между штатами и федеральным правительством.

Торговый представитель США несет ответственность за выработку и координацию внешнеторговой политики США. Он возглавляет Комитет по международной торговле (КМТ). Торговый представитель США является ключевым советником президента по вопросам внешней торговли и его официальным представителем. Он несет основную ответственность за ведение переговоров по вопросам торговли товарами и услугами, а также по вопросам привлечения прямых иностранных инвестиций. Торговый представитель США также несет персональную ответственность за обеспечение соблюдения статей 301–310 закона "О торговле" 1974 г., более известных как "статья 301" и их дополнений – Super 301 и Special 301, регулирующих случаи недобросовестной торговой практики в отношении американского экспорта.

В рамках Министерства торговли США функционирует Статистическое бюро, собирающее статистическую информацию по экспортным операциям. Министерство сельского хозяйства занимается реализацией различных программ помощи экспортерам сельскохозяйственной продукции: субсидирует зарубежные поставки продукции, предоставляет кредитные гарантии иностранным государствам под закупку американской продукции, участвует в расходах но осуществлению комплексных программ исследования зарубежных рынков в партнерстве с американскими промышленными группами, а также содействует реализации программ продовольственной помощи, предусматривающих некоммерческий экспорт. Зарубежная сельскохозяйственная служба министерства способствует продвижению американской продукции за пределами США.

Эксимбанк реализует программы по кредитованию, страхованию, предоставлению гарантий в целях содействия американскому экспорту товаров и услуг.

Корпорация по зарубежным частным инвестициям (ОПИК) содействует инвестициям в развивающиеся страны и на "новых" рынках, прежде всего, путем страхования инвестиций от политических рисков.

Агентство по торговле и развитию США, являясь независимым государственным агентством, оно предоставляет американским компаниям финансирование для реализации крупных проектов в развивающихся странах и странах со средним уровнем доходов. Оказывая содействие на этапе подготовки и планирования проектов, Агентство способствует вовлечению компаний частного сектора США в их реализацию, расширяя тем самым экспортные возможности страны.

Торговая палата США основана в 1912 г. с местонахождением штаб-квартиры в Вашингтоне и является одним из крупнейших в мире объединений частных фирм и представляет интересы почти 3 млн частных компаний, 3 тыс. местных торгово-промышленных предприятий, 775 деловых ассоциаций и 85 американских торговых палат за рубежом. Приоритетными направлениями деятельности являются лоббирование интересов компаний и частных предприятий в конгрессе, администрации, регулирующих и контролирующих агентствах, судах и СМИ: защита интересов малого и среднего бизнеса, поощрение американского экспорта. Торговая палата издаст еженедельник "Голос бизнеса". Основными ассоциированными с палатой организациями являются:

Международный центр по стимулированию частного предпринимательства. Сформирован в 1983 г., реализует около 200 различных программ содействия экономическим реформам в 40 странах;

Национальная палата по разрешению деловых конфликтов. Деятельность компании направлена на защиту интересов частных компаний в судах и налоговых органах;

Американский деловой альянс для стран с переходной экономикой. Защищает интересы членов палаты в Центральной и Восточной Европе и странах СНГ. Членами альянса являются 50 стран, включая Белоруссию, Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию, Словакию, Украину, Чехию.

Таким образом, в США создан мощный внешнеэкономический институциональный комплекс, позволяющий успешно реализовывать внешнеэкономическую политику государства, защищать прежде всего интересы американского бизнеса и страны. По размаху операций, силе влияния и возможностям, он в десятки раз превосходит все то, что имеется в России.