Механизм ценообразования на розничном рынке электроэнергии

Электроэнергия и мощность, приобретенные гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми компаниями на оптовом рынке, реализуются конечным потребителям. Каждый гарантирующий поставщик (ГП) работает в отведенной ему зоне деятельности. В каждой зоне может работать только один ГП. Гарантирующий поставщик заключает договор с каждым обратившимся к нему потребителем по утвержденной правительством форме договора.

Так ГП транслирует нерегулируемые цены оптового рынка розничным потребителям: приобретаемые по РД объемы реализует в розницу по регулируемому тарифу, по свободным ценам – продает конечным потребителям также по свободным ценам. Население приобретает электроэнергию у ГП только по регулируемым ценам. Энергосбытовая компания может заключать договор с потребителем на любых условиях, а также отказаться от заключения договора. Основной фактор, влияющий на цену конечного потребителя, – стоимость электроэнергии и мощности, приобретаемые на оптовом рынке. Факторы изменения стоимости приобретаемых на оптовом рынке электроэнергии и мощности: изменение цен под действием спроса и предложения, изменение регулируемых тарифов; доли либерализованных объемов; объемов потребления электроэнергии и (или) мощности в стране.

На стоимость мощности для энергосбытовой компании влияют следующие ключевые цены:

– свободных двусторонних договоров с генерирующими компаниями;

– конкурентного отбора мощности;

– "вынужденной" генерации по объектам, нс вошедшим в конкурентный отбор мощности (КОМ), по которым не получено разрешение на вывод из эксплуатации;

– по договорам о предоставлении мощности.

Сбытовые компании определяют свою цену электроэнергии для своих розничных потребителей как средневзвешенную цену на рынке РСВ и БР по всем узлам точек поставки за истекший месяц с добавлением коэффициента, учитывающего собственные расходы энергосбыта. Факторы, влияющие на ценообразование на розничном рынке после введения постановления Правительства РФ от 04.11.2011 № 877 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ...", основные положения которого действуют с 1 апреля 2012 г., это: отмена дифференциации потребителей по числу использования мощности (ЧЧИМ) и формирование единой цены для одноставочников (первая ценовая категория) "остаточным" способом, изменение порядка оплаты мощности двухставочным потребителям, отмена оплаты потребителем отклонений от договорных объемов.

Регулирование конечных тарифов сохраняется только на территориях, не объединенных в ценовые зоны. На сегодняшний момент определены также общие начала регулирования тарифов с применением социальной нормы потребления электрической энергии. Порядок установления и применения социальной нормы, порядок осуществления контроля потребления в пределах и сверх социальной нормы определяется Правительством РФ.

Распоряжением Правительства № 1650-р утвержден комплекс мер по установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг. Определенный объем ресурсов, таких как электроэнергия, газ, вода и тепло, будут оплачиваться на розничном рынке населению по низкому тарифу, а потребление сверх нормы – по высокому тарифу. Первоначально социальная норма будет введена на электроэнергию, затем на газ, воду и тепло. В настоящее время определены территории, где в течение 2013 г. должны были внедряться такие пилотные проекты. Например, в Нижегородской области его величина составляет от 50 кВт-ч, в Орловской – от 200 кВт-ч. По статистике Института проблем естественных монополий (ipem.ru/), ежемесячный расход каждого россиянина в быту – около 80 кВт-ч, в развитых странах этот показатель намного больше, среднемесячное потребление в странах ЕС составляет 140 кВт-ч на одного жителя, а в США – 382 кВт-ч. С 2014 г. принцип социальных и сверхнормативных тарифов планировался к внедрению на всей территории РФ. Главный эффект от внедрения таких процедур – ликвидация перекрестного субсидирования и полностью рыночное ценообразование для населения, а также полный эффект энергосбережения в стране.

Экономически обоснованный уровень цен трудно установить в силу неразвитого розничного рынка, но наибольшее влияние оказывают: определение инвестиционных потребностей и первоначальная оценка базы капитала для установления долгосрочных тарифов на основе метода RAB (Regulatory Asset Base), или регулируемой базы инвестируемого капитала. С 2009 г. происходит переход распределительных сетевых компаний на регулирование тарифов на передачу электроэнергии методом доходности на вложенный капитал. В 2011 г. на данный метод перешло около 80% всех РСК. Метод RAB предполагает проведение рыночной оценки капитала. Норма доходности на действующий инвестируемый капитал – в первый год 6%, на второй – 9%, на последующие годы, а также на новый капитал – 11%, что влияет непосредственно на рост цен в электроэнергетике. По данным Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике, рост стоимости услуг по передаче электроэнергии в целом по РФ составил в 2009 – 127%, 2010 – 116, 2011 – 126%.