Механизм международного регулирования цен

Механизмы регулирования цен на мировых рынках. Основной организационный механизм, воздействующий на ценообразование на мировых рынках, это прежде всего международные правила, которые вырабатываются с участием ВТО через либерализацию торговли (устранение торговых пошлин). Регулированием цен занимаются и другие международные организации, воздействуя на них косвенно через объем производства продукта (так действует ОПЕК). При этом непрерывно растущее значение сырьевых товаров для национальных экономик все больше перемещает их в центр внимания политики как на международном, так и на национальном уровне, делает объектом теоретического экономического анализа. Другое следствие обнаруживающегося дефицита ряда продуктов стратегического сырья, это выявляющаяся необходимость международного регулирования цен на эти товары и товарные группы.

В 1990-с гг. были заключены международные товарные соглашения по какао и кофе, хотя и без прежних положений о механизме поддержки цен, таких как буферные запасы и экспортный контроль. В марте 1998 г. страны члены Международной организации по какао (МОК), руководствуясь положениями ст. 29 Международного соглашения по какао 1993 г., выработали план под названием "Управление производством какао". В нем установлены конкретные целевые показатели производства, потребления и накопления запасов какао, которые позволят снизить объем поставок, превышающий спрос, и поддерживать стабильное отношение между спросом и предложением во всем мире.

Следует отметить, что динамика цен на сырье, как правило, носит циклический характер. В то же время участившиеся военно-политические конфликты указывают на возможность повышения степени нестабильности рыночной конъюнктуры и, следовательно, роста неустойчивости цен в рамках международной торговли сырьем. Спады и взлеты ценовой динамики, приходящиеся на военно-политические конфликты, отражаются в целом на динамике движения мирового делового цикла.

Кроме того, после распада ряда ассоциаций экспортеров, действующих на основе соответствующих международных соглашений, международная торговля сырьем все в меньших масштабах осуществляется с использованием механизмов стабилизации цен.

В отдельных случаях страны – производители сырья самостоятельно прибегают к использованию механизма товарных соглашений для регулирования предложения и рыночных цен в попытках стабилизировать поступления от сырьевого экспорта и стимулировать их рост. Хотя в последние годы подобные соглашения по алюминию, кофе и олову функционировали более или менее успешно, многие из них оказались непрочными в условиях резких колебаний предложения и в тех случаях, когда между участниками возникают разногласия по поводу целей, стратегий и распределения расходов и выгод.

Производители также пытаются страховаться от связанных с колебаниями цен рисков путем хеджирования на фьючерсных рынках. Рынки фьючерсов на сельскохозяйственную продукцию и минеральное сырье уже сложились в развитых и отдельных развивающихся странах, и, соответственно, в последние годы мировая торговля, связанная с сырьем и производными финансовыми инструментами, расширилась. Новые рынки, на которых заключаются и обращаются фьючерсы или происходит выпуск дополнительных финансовых инструментов, возникли в Аргентине, Зимбабве, Малайзии и Южной Африке, Венгрии, Польше и ряде других стран.

Делаются попытки регулировать цены на алюминий. Так, крупные корпорации – производители алюминия подписали меморандум, в котором содержались рекомендации относительно объемов производства этого продукта. Хотя документ не был обязывающим, стороны придерживались его положений, благодаря чему удалось в определенной степени стабилизировать рынок алюминия.

Основные страны – члены Ассоциации стран – производителей кофе также установили ограничения на экспорт кофе. Однако повышение цен на этот продукт в некоторые периоды по большей части было обусловлено не применением механизма сдерживания экспорта, а снижением производства в результате неблагоприятных погодных условий и повышенным спросом в странах-производителях. Кроме того, несколько стран с низким уровнем дохода и сильной зависимостью от экспорта сырья, входящих в группу основных производителей кофе, обычно игнорируют установленные экспортные ограничения, пытаясь таким образом получить дополнительные валютные поступления в периоды повышения цен.

По не всегда специальные соглашения отраслевого характера действуют с нужным эффектом. Вот один лишь пример: с февраля 1978 г. вступило в силу третье Международное соглашение по натуральному каучуку (МСНК). Его участниками являются шесть стран-экспортеров, на долю которых приходится 99% мирового производства, и 16 стран-потребителей, в том числе такие крупные импортеры, как ЕС и США. МСНК – единственное международное товарное соглашение, предусматривающее механизм создания буферных запасов. В 2002 г. Индонезия, Малайзия и Таиланд создали Международную трехстороннюю каучуковую организацию (ITRO). Тем не менее цены на каучук снижались вплоть до 2002 г., когда новый спрос на этот продукт вызвал, соответственно, и новый рост цен на него в 2003–2007 гг. Особенно значительный рост произошел в посткризисный период 2010–2012 гг.

В последние годы выявилась необходимость уделять больше внимания финансовым инструментам, охватывающим торговлю сырьем. Операции с товарными фьючерсами и другими производными финансовыми инструментами, связанными с сырьем, вызывали периодическое колебание цен на сырьевых рынках. Двумя наиболее широко освещавшимися событиями в этой сфере стали крах открытой акционерной компании с ограниченной ответственностью "Беринге" в 1995 г. и инцидент с компанией "Сумимото" в 1996 г., которые привели к огромным убыткам материнских корпораций и биржевиков на рынке меди. После этих двух событий, а также финансового кризиса в Азии в 1997 г. регулирующие органы в ряде стран стали принимать меры по усилению международного надзора за глобальными финансовыми и сырьевыми рынками.

Важный шаг в этом направлении был сделан в период между 1997 и 2003 гг., когда представители регулирующих органов ЕС, Японии, США и некоторых развивающихся стран приняли ряд положений, равнозначных международным стандартам в области надзора за функционированием рынков производных финансовых инструментов, связанных с сырьевыми товарами. Ряд шагов в этом направлении был сделан и после глобального кризиса. Достигнутые договоренности включают базовые регулирующие положения, основанные на общепризнанной "наилучшей практике" в области составления контрактов по производным финансовым инструментам, положения о надзоре за состоянием рынков и положения об обмене информацией между регулирующими органами в целях выявления потенциально дестабилизирующих рыночных ситуаций и торговой практики. В последующий период страны взяли на себя специальные обязательства прилагать усилия по согласованию национального законодательства с принятыми положениями, чтобы обеспечить полное выполнение достигнутых соглашений, но такого рода обязательства, как показывает практика, выполняются не всегда и не в полном объеме. В рамках нового раунда торговых переговоров ВТО в Дохе (Катар), а также в соответствии с Монтеррейским консенсусом страны приняли обязательства увеличить финансовое содействие развитию торговли, но оно оказалось невыполненным. Более серьезные регулирующие меры были приняты в 2009–2012 гг., в том числе в области финансового надзора в области торговых потоков.

Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК)Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC). ОПЕК создана в 1960 г. на конференции в Багдаде. Ее устав, утвержденный в 1961 г., впоследствии неоднократно пересматривался. Согласно ст. 7 устава ОПЕК, полноправными членами могут быть только члены-учредители и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией ОПЕК. Любая другая страна, экспортирующая сырую нефть в значительных количествах и имеющая интересы, в основном совпадающие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Членами-учредителями ОПЕК являются шесть стран: Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Саудовская Аравия. Впоследствии в число членов были приняты еще шесть стран: Алжир, Габон, Индонезия, Катар, Нигерия, ОАЭ.

Цели ОПЕК:

• координация и унификация нефтяной политики стран-членов;

• определение наиболее эффективных коллективных и индивидуальных средств защиты их интересов;

• использование необходимых средств и способов обеспечения стабильности цен на мировом рынке нефти;

• защита интересов стран – производителей нефти путем обеспечения им устойчивых доходов;

• обеспечение эффективного, регулярного и рентабельного снабжения нефтью стран-потребителей;

• обеспечение получения справедливых доходов инвесторами от капиталовложений в нефтяную промышленность;

• обеспечение охраны окружающей среды;

• сотрудничество со странами – не членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

С 1991 г. ОПЕК участвует в координационных встречах с другими организациями (Организацией независимых экспортеров нефти (ИПЕК), ЕС, Международным энергетическим агентством (МЭА)), проводимых с целью обмена информацией в области энергетики, промышленного сотрудничества, экологических проблем, использования рыночных механизмов и развития мирового рынка нефти.

Высшим органом ОПЕК является конференция, состоящая из делегаций, представляющих государства-члены, возглавляемых министрами нефтяной, добывающей промышленности или энергетики. Заседания конференции проводятся два раза в год, обычно в штаб-квартире ОПЕК, находящейся в Вене (Австрия). Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Конференция опирается в своей работе на ряд комитетов.

В 1976 г. ОПЕК создала Фонд международного развития (Фонд ОПЕК) – многосторонний финансовый институт, призванный содействовать сотрудничеству между странами – членами ОПЕК и другими развивающимися странами. Помощью фонда могут пользоваться международные институты, чья деятельность приносит пользу развивающимся странам, и не входящие в ОПЕК развивающиеся страны. Членами фонда являются все 12 стран – членов ОПЕК.

Самую большую роль как экспортеры нефти играют в ОПЕК Саудовская Аравия, а также Иран, Кувейт, Венесуэла, Нигерия, ОАЭ, которые в целом заинтересованы в сохранении статус-кво в отношении квот и стабильности цен на нефть. Считается, что ОПЕК оказывает существенное влияние на цены на нефть через регулирование объемов ее добычи. Каждая страна ОПЕК имеет квоту на добычу того или иного ее объема. Но в целом влияние этой организации на нефтяные цены слишком преувеличено. Необходимы какие-то авторитетные международные институты, которые регулировали бы неоправданно высокие цены на нефть. Похоже, ВТО это не под силу.

Самое мощное негативное воздействие от изменения соотношения импортных и экспортных цен почувствовали на себе страны Африки и наименее развитые страны, а также многие страны Латинской Америки, Западной Азии и СНГ, которая очень зависит от цен на нефть. Снижение экспортных цен на товары часто влияет на государственный бюджет, так как многие развивающиеся страны в значительной степени зависят от налоговых поступлений данного вида экспорта, что ведет к снижению общественного потребления и объема инвестиций.