Механизм (аппарат) российского государства

Механизм государства - это система объединенных общими принципами и целями государственных органов, осуществляющих на профессиональной основе властные полномочия и функции государства в пределах своей компетенции.

Механизм российского государства создается и функционирует в соответствии с конституционными принципами демократизма, федерализма, законности, разделения власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти федерального и регионального уровня. Общие цели всего механизма государства определены в преамбуле Конституции РФ - это обеспечение благополучия и процветания России, а цели и задачи конкретных государственных органов определяются, исходя из содержания и функциональной направленности их деятельности.

Механизму российского государства должны быть присущи единство всех частей, их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы государства осуществляют единую суверенную власть народа, опираются на одни и те же принципы и цели их образования и деятельности.

Традиционно механизм государства представляет собой иерархическую систему, при которой нижестоящие органы и должностные лица в той или иной форме подчиняются вышестоящим, а все - единому центру. Таким образом в механизме государства создается субординационная системообразующая связь. Никаких "вышестоящих" и "нижестоящих" органов государства Конституция РФ не предусматривает. Предметы ведения (компетенция) разделены на три сферы: федеральную, совместную и компетенцию субъектов Федерации. На практике оказалось далеко не просто определить, где кончается компетенция государственных органов одного уровня и начинаются полномочия другого; еще больше проблем порождает совместная компетенция. Поэтому и возникла острая необходимость в более точном законодательном разделении предметов ведения, полномочий, функций, ответственности, денежных средств между государственными органами Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Государственные органы можно классифицировать но различным основаниям. По рангу, ступеньке на иерархической власти выделяются: высшие органы (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ - Государственная Дума и Совет Федерации; Правительство РФ, высшие суды (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, агентства, службы); территориальные (региональные и местные органы исполнительной власти). Аналогичное деление имеют и государственные органы субъектов РФ. По объему компетенции различаются органы общей компетенции (федеральное собрание, глава государства, правительство) и органы специальной компетенции (министерства, ведомства). По способу и форме волеизъявления можно выделить единоличные (Президент РФ, главы субъектов РФ) и коллегиальные (Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ, Правительство РФ, правительства субъектов РФ, избирательные комиссии).

В зависимости от формы государственного устройства выделяют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации.

Федеральные органы государственной власти РФ

Согласно ст. 11 Конституции РФ "государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации". Названные органы государственной власти образуют верхнюю структурную часть российского государственного механизма. От них исходят централизованные властные веления во все сферы жизнедеятельности общества. Они обеспечивают нейтрализованное государственно-правовое регулирование основных сфер общественных отношений в территориальных пределах государства.