Механизмы воспитания

Развитие педагогики в XX в. убедило: сколько ни совершенствуй надстройку, сколько словесных химер относительно воспитания ни выстраивай, без понимания его глубинных механизмов мы ничего не добьемся. Что именно здесь происходит? Как происходит? Почему происходит? Если мы сумеем, пусть пока не совсем верно, но логично и убедительно ответить на эти вопросы, попытки правильного воспитания следующих поколений будут более успешными.

Поговорим о детском удивлении. Постарайтесь внимательно следить за логикой рассуждений. Никакого удивления не существует. Дети ничему не удивляются. Это объясняется только одним – они уже все знают заранее. Удивляются только тому, что выходит за пределы их обычного представления. Какой высокий дом, какая длинная улица, какой большой огонь – все это сравнение увиденного с имеющимися представлениями, и только.

В словаре русского языка С. Ожегова на написано: "Удивление – впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного, непонятного". Хорошо написано. Правильно. Дети не удивляются новому. Они удивляются только необычному. Когда имеющийся образ сравнивается с образом-эталоном, хранящимся в программе. Запомним это.

В одном из наших экспериментов подтверждено, что трехлетняя девочка совершенно ничему не удивлялась в краеведческом музее, куда ее часто водили, когда впервые увидела поезд и самолет, не удивилась она морю и пальмам, которых раньше не видела. Когда на дачу прибежал ежик, сказала, что он очень маленький и совсем не страшный, а уж, наоборот, большой, толстый и противный. Осиное гнездо, которое ей показали, оказалось просто не того цвета. Цветы, овощи, фрукты, которые она видела впервые, не оказывали никакого впечатления, кроме привычного вопроса: как называется.

Кукла не удивляет ни одну девочку. Удивление вызывают только наряды, цвет волос, туфельки, т.е. то, что можно сравнивать. Экспериментатор не поленился и однажды сделал двуглавую куклу, у которой было шесть рук и четыре ноги. Монстр должен был, но его замыслу, удивить ребенка. Нет, девочка не удивилась, спросила только, зачем так много всего, и как зовут. Дети совершенно спокойно воспринимают любые выдумки телевидения, их ничего не удивляет. Замечают лишь то, что в одном сериале покемоны были рыжие и злые, а в другом – стали мирными и зелеными. Ко всему дети готовы и с любопытством ожидают, куда же повернет их замысел режиссера.

О чем говорят эти факты? Если бы дети удивлялись всему, что они видят впервые, то это могло бы подтверждать, что никаких знаний у них нет, освоение начинается с "чистого листа". А если это не так, то учить, воспитывать, развивать нужно иначе. Возможно, сосредоточиться лишь на сопоставлении и противопоставлении возможных сценариев поведения, оценивая в понятных для детей критериях преимущества и недостатки различных вариантов. Учить самому главному – делать выбор, ибо жизнь – это постоянный выбор.

Трудно отказываться от привычных схем. Ни у кого не хватит сил сразу и радикально перестроить всю систему. Но для начала следует хотя бы приуменьшить пыл в таких привычных для нас действиях, как раннее обучение чтению, навязывание детям взрослой картины жизни, организация учебно-воспитательного процесса на наглядно-предметной основе и т.д. Следует пересмотреть гипертрофированное представление об интересе как движущей силе детского познания. Придется иначе взглянуть на тысячи больших и малых вопросов. И все это вызвано таким "пустяком" – дитя уже все знает и без нас.

Конечно, ребенок не знает специальных вопросов физики, химии, биологии, языка, на преподавании которых зациклились современные школы. Но нужно ли знать узкие, вырванные из контекста всеобщих вселенских законов, формулы Ома и Столетова, Ньютона и Бернулли? Эти законы – только частные случаи всеобщих законов мира, к тому же весьма приближенные и выраженные символьным языком для удобства технических расчетов. Нужно ли их знать каждому? Если под таким углом зрения мы проанализируем всю школьную программу, то найдем, что составлена она не понятно, для какой цели.

Будем "вращать" эту информацию до тех пор, пока не получим непротиворечивых и логически ясных представлений обо всем, что происходит в воспитании. Придется пересмотреть все педагогические вопросы. Уже из начальных исследований механизмов человеческого воспитания вытекает ряд уточнений относительно сущности последнего. Выше приводилось традиционное определение, согласно которому воспитание состоит в передаче опыта от старших поколений к младшим. Так мы думали. Однако если встать на позиции врожденного ума, то неизбежно придется признать, что этот опыт у родившегося человека уже имеется, содержится в генах. Воспитание его лишь активизирует, приспосабливает к возникшим условиям существования. Получается, что воспитание – это приспособление опыта минувших поколений к тем новым условиям, в которых появляется в мир и живет в нем человек. Получается, что воспитание – не передача опыта, а его восстановление, рекапитуляция, актуализация, переход из подсознательного и предсознательного в сознательное, образование опыта актуального поведения, благодаря обогащению "единиц" идей чувственной информацией.

Жизнь никогда не прекратится именно потому, что человек может извлекать из самого себя любую информацию, гарантирующую выживание. Если только у него есть возможность трезво разобраться в ситуации. Недавно появились исследования, показавшие, что люди гибнут в катастрофах и кораблекрушениях от испуга, вызванного негативным моделированием будущей ситуации. Многие люди в том числе и молодые, сегодня уходят из жизни не от недостатка пищи, а от страха перед будущим. Вот о чем в первую очередь должно заботиться гуманное воспитание – помочь раскрыться нужным программам, чтобы сделать правильный выбор будущего поведения.

Многие специалисты считают, что анализ "запредельных" случаев поведения лучше всего помогает прозревать науке. Как вытекает из нашей модели, напряжением воли, которое очень сильно возрастает в условиях острой нужды, посылается запрос в глубинные слои клеток, где хранится вся необходимая для выживания во всех мыслимых и немыслимых, но потенциально возможных ситуациях, информация. В зависимости от силы импульса-запроса сигнал достигает пластов определенной глубины. Актуализация скрытой информации пропорциональна приложенным усилиям. Только невероятно высоким напряжением можно заставить сгенерировать глубинные слои.

Возбужденные программы, подобно тому, как подогретая вода, поднимаются на поверхность и подходят к переходной зоне (в предсознание). Здесь они накапливаются и сохраняются до следующего подкрепления. Если его не будет, то сила давления уменьшается и информация снова тихо тонет в глубинах подсознания. Если же сигналы продолжают поступать, то они вызывают все больший резонанс, нужные программы активизируются, переходят в сознание. Здесь они продолжают жизнь до тех пор, пока существует в них необходимость, и в зависимости от силы, которая получает постоянное подкрепление от внешних анализаторов, руководят актуальным поведением человека. Как только внешнее подкрепление уменьшается, активизирующая энергия затухает, программы опять возвращаются в глубины психики, где будут покоится вплоть до новых востребований.

Попробуем показать это на примере. Еще не так давно быть российским интеллигентом означало иметь определенный (высокий) уровень образования, жить в согласии с высокими моральными принципами, вести активную духовную жизнь. Такой образ интеллигента сохранялся до тех пор, пока он поддерживался существующим в обществе порядком. Но вот обстоятельства изменились. Большевистский режим объявил интеллигенцию "враждебным классовым элементом", словосочетание "гнилой интеллигент" стало ругательным, интеллигентность как интегрированное качество человека больше не развивалась, потому что стало невостребованным. В нашей современной жизни особых условий для ее взращивания также нет. Жизнь больше не питает постоянным подкреплением те пласты психики, где поселилась интеллигентность. Постепенно они слабеют, охлаждаясь, опускаются в нижние ярусы, где будут храниться до тех пор, пока не появятся силы, способные их активизировать и поставить в сознание. Когда это будет, никто не знает, но интеллигентность как качество и как возможный сценарий поведения человека хранится в глубинных пластах его психики. Чем глубже это качество будет затоплено в глубинах психики, тем больше усилий придется приложить для его рекапитуляции.

Такой в общих чертах представляется нам картина механизмов, запускающих и поддерживающих человеческое воспитание. Насколько она достоверна (или ошибочна), покажет (или не покажет) перестройка воспитательного процесса. Мы уже рассмотрели достаточно причин и "черных прогнозов", чтобы сделать вывод о необходимости кардинального изменения воспитания.