Механизмы реализации власти

В связи с ростом уровня образования людей, а также сокращением социальных и финансовых различий между людьми становится все труднее основывать власть только на должностной позиции, вознаграждении, принуждении, харизме или даже компетенции.

Для того чтобы побудить исполнителя к активному сотрудничеству, необходимо использовать две формы влияния - убеждение и участие.

Одним из самых эффективных способов влияния является убеждение - эффективная передача своей точки зрения. Убеждение основано на власти примера и власти эксперта, но при этом исполнитель полностью понимает, что он делает и почему. Используя убеждение, руководитель признает зависимость от исполнителя, так как допускает,

Таблица 16.2. Сравнение различных методов влияния

что исполнитель обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать.

Используя влияние через участие (привлечение) трудящихся в управление, руководитель направляет усилия исполнителей и способствует свободному обмену информацией. Люди, участвующие в принятии решений, вдохновлены потребностями высокого уровня (власти, компетентности, успеха или самовыражения), как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.

Сравнение методов влияния дано в табл. 16.2.

Лидерство в современном менеджменте

Лидерство - понятие, издавна привлекавшее внимание людей. До начала XX в. чаще всего речь шла о политических лидерах. Знаменитая книга Н. Макиавелли "Государь", написанная в XVI в., по сути, была книгой о лидерстве и власти лидера.

Лидер (от англ. leader - ведущий) - член группы, за которым признается право принимать ответственные решения. Лидером обычно считают человека, высокая степень значимости которого признается большинством членов группы при решении групповой задачи. Феномен лидерства возникает в проблемных ситуациях, с которыми сталкивается группа в своей деятельности.

В процессе регуляции группового поведения, кроме двух самых важных функций (установка и поддержание групповых норм поведения и мотивирование поведения членов группы в соответствии с установленными нормами), лидер выполняет функции:

- координатора группового поведения (распределяет роли, обязанности, задания);

- контролера поведения каждого члена группы (наблюдает за исполнением порученных ролей, обязанностей, заданий);

- планировщика действий и средств, при помощи которых группа достигает своих целей (эта функция может включать в себя определение как краткосрочных, так и долгосрочных планов групповой деятельности);

- политика (устанавливает дополнительные цели и основные линии группового поведения, помимо формально-организационных целей, которые и определяют границы первичного трудового коллектива; лидер-политик может предложить и такие цели, как соревнование с другим коллективом, освоение новой техники, овладение смежными профессиями);

- эксперта (почти во всех случаях, когда члены группы зависят от человека, технические знания и квалификация которого необходимы для осуществления групповых целей, вокруг этого лица происходит поляризация власти, которую он может использовать для укрепления своей роли лидера);

- представителя группы (представляет всех членов группы, их коллективный разум, интересы, волю, желания и т.д.);

- арбитра (выступает как судья, прокурор, защитник и утешитель, мотивируя поведение членов группы; использует неформальные социальные санкции, т.е. приемы, при помощи которых люди, знающие близко друг друга, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми, кто не оправдывает их надежд);

- примера (служит эталоном, моделью поведения для остальных членов группы, т.е. обеспечивает их наглядными указаниями, кем они должны быть и что делать, при этом особое место в сознании людей занимают лидеры референтных групп);

- символа группы (группы с высокой степенью сплоченности членов, которые стремятся не только к внутренним, но и к чисто внешним отличиям от остальных индивидуумов; члены таких групп прибегают к определенным знакам отличия в одежде и поведении - галстукам, нашивкам, значкам, ритуалам приветствия; лидеры таких групп начинают выполнять функции символов; их имена присваивают всему движению и косвенно его участникам, в мире бизнеса владельцы фирмы сами осуществляют такую символизацию; религиозные течения и секты носят имена своих основателей и т.п.);

- носителя ответственности (освобождает членов группы от индивидуальной ответственности за личные решения и действия);

- "отца" (истинный лидер - это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности, отеческая роль во многом объясняет ту почти беспредельную власть, которую иногда приобретают лидеры при определенных условиях); в патерпалистической концепции руководства, широко распространенной в Японии, эта функция является самой важной и всеобъемлющей, особенно для низовых руководителей;

- носителя групповой вины (иногда лидера в этой функции называют козлом отпущения; действительно, негативный эмоциональный лидер в том случае, когда группа выйдет из проблемной ситуации, окажется объектом нападок и обвинений; это происходит и в тех случаях, когда группа утратит иллюзии относительно действительных целей и личности своего лидера).

Проблема лидерства является одной из важных проблем современного менеджмента. Каждый менеджер прекрасно понимает, что помимо полномочий для успешного управления необходимы авторитет и уважение, которые помогают решать проблемы. Полномочия или положение менеджера еще не определяют его лидерства, они лишь подразумевают его необходимость и вероятность. Положение менеджера открывает возможность для появления лидерства и его реализации, являясь одним из источников власти, но не каждый менеджер автоматически становится лидером.

Лидерство - особый тип отношения к человеку, которое выражается в добровольном подчинении человеку, пользующемуся уважением и авторитетом, признании его квалификации и опыта независимо от его полномочий. Это признание строится, как правило, независимо от того, имеет или нет этот человек полномочия на управление. Теоретически лидером может быть любой член организации - не только те, кто ею управляют.

Лучший вариант лидерства заключается в совпадении менеджера и лидера в одном лице. Если в коллективе возникает неформальный лидер, возможны два варианта взаимоотношений формального и неформального лидеров: либо противоборство и противостояние, либо установление дружеских взаимоотношений, направленных на достижение общей цели управления. Наиболее приемлем второй вариант, однако его возникновение зависит от менеджера и неформального лидера. Если начнут превалировать амбиции, скрытые личные интересы, самолюбие и амбиции менеджера, а у неформального лидера - стремление к формальному закреплению своего лидерства и полноте власти, тогда возникает, как правило, тяжелый конфликт, в который оказываются втянутыми все сотрудники и который снижает эффективность управления или вообще разрушает систему управления.

Менеджеру надо стремиться к завоеванию лидерства, посредством которого он подкрепляет свои полномочия, но при этом и не ограничивать возможности возникновения неформального лидера, напротив, мотивировать его возникновение и стремиться установить с ним хорошие взаимоотношения как с лидером, помогающим делать общее дело.

Для менеджера степень его лидерства заключается в возможности управлять людьми, опираясь не столько на свои полномочия, сколько на авторитет и признание, уважение и способность убеждать и воодушевлять людей. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания различных источников власти: личной и должностной.

Таким образом, лидерство облегчает решение многих проблем, повышает эффективность менеджмента и является важнейшей составной частью тех ролей, которые руководители выполняют в современной организации. Стремление к лидерству естественно, достичь его - трудно.

Вопросы лидерства интересовали людей с тех самых пор, когда они начали объединяться в группы для достижения общей цели. Однако научное исследование лидерства началось примерно столетие назад - в начале XX в.

Классические теории лидерства можно разделить на три группы:

- теорию лидерских качеств;

- концепции лидерского поведения;

- ситуационные теории лидерства.