Механизмы осуществления политической власти

Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью определенного механизма власти – системы организаций и норм их устройства и деятельности. Как показывает современная политическая практика демократических стран, механизм власти имеет довольно сложную иерархическую структуру. Так, в демократических странах первичным субъектом власти, ее источником является народ, который реализует часть властных функций, другую часть делегирует своему официальному представителю – государству. Так, в Конституции Российской Федерации (ст. 3) говорится: "1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления".

Политическая власть часто понимается как синоним государственной власти, однако понятие "политическая власть" шире категории "государственная власть". Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население того или иного территориально-государственного образования. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы, постановления и распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами, представляющими, как правило, три основные ветви власти: законодательную (парламент), исполнительную (правительство) и судебную (судебные органы). Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми СМИ, общественным мнением.

Государственная власть распределяет властные полномочия между носителями власти, что определяется принципом разделения властей.

Идея разделения властей, появившаяся в Новое время в европейской политической мысли (впервые выдвинута Дж. Локком, затем развита Ш. Монтескье), впервые нашла свою юридическое оформление в первой написанной Конституции США (1787) и конституционных актах Великой французской революции. Политический опыт этих стран свидетельствует о целесообразности разделения властей:

во-первых, это позволяет четко определить функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти, осуществлять взаимный контроль, создать систему сдержек и противовесов, обусловливающую достижение единства действий в государственном управлении и поддержание динамичного равновесия в обществе в контексте преодоления противоречий;

во-вторых, это позволяет проводить профилактику злоупотреблений властью и установления диктатуры;

в-третьих, это дает возможность гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как политика и мораль, закон и право, государство и общество в контексте самоценности личности и структурирования социального пространства.

Свойства разделения и распределения властных полномочий реализуются в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали.

Разделение властей по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня, что обусловливает создание центральных, региональных и местных органов власти. В российском федеративном государстве властью на среднем, промежуточном уровне являются субъекты Российской Федерации, представленные 83 региональными администрациями. В некоторых странах, например в Великобритании, региональный уровень отсутствует. Правовое положение субъектов Российской Федерации определяется принципами деления па республики, административно-территориальные и национально-территориальные государственные образования.

Разделение властей по горизонтали на практике реализуется как распределение власти между тремя властными органами – законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная власть основывается на принципах основного закона – Конституции – и верховного права, формируется в результате выборов. В различных странах функции законодательной власти различны и по объему, и по содержанию. Но, как правило, законодательная власть вносит поправки в Конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для исполнительных органов и граждан, контролирует их исполнение. В России высшим законодательным органом является Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации). Этот орган состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительная власть в различных странах еще более разнообразна. В некоторых странах, например в США, главой исполнительной власти является президент, одновременно занимающий пост главы государства. В других странах эти функции разделены. К примеру, в Великобритании глава государства – монарх, глава исполнительной власти – премьер-министр. В государствах с республиканским устройством (Германия, Франция, Италия) главой исполнительной власти является премьер-министр, а главой государства – президент. Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из председателя, его заместителей и федеральных министров.

Особенностью исполнительной власти является то, что она не только осуществляет выполнение решений законодателей, но может осуществлять издание нормативных актов или выступать с законодательной инициативой.

Судебная власть представляет собой независимые от других органов власти Конституционные суды (Австрия, Испания, Германия) или другие судебные органы (во Франции – Конституционный совет, в Греции – Верховный специальный суд). Назначение этих органов состоит в том, чтобы выступать гарантом защиты демократической системы от чрезмерных притязаний па власть со стороны законодательной, исполнительной и в какой-то мере общественной власти. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 118) судебная власть в стране "осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства". Высшим судебным органом по данным делам является Верховный Суд Российской Федерации (ст. 126), а по делам, касающимся экономических споров, и иным делам, рассматриваемым арбитражными судами, – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 127).

Кроме органов государственной власти властные полномочия имеют и органы общественной власти. В первую очередь это органы местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти в Российской Федерации (ст. 12 Конституции Российской Федерации). Они призваны самостоятельно управлять муниципальной собственностью; формировать, утверждать и исполнять местный бюджет; устанавливать местные налоги, осуществлять охрану общественного порядка и др.

Сущностной особенностью общественной власти является рефлексия, связанная с сопротивлением, оказываемым объектом воздействия – индивидом или группой. В современном, постоянно усложняющемся мире способность государственного управления все больше зависит от функциональной совокупности акторов общественной власти, способности артикулировать интересы последних. В этом случае авторитетность государственной власти проявляется через ее легитимность – еще одну из важнейших сущностных характеристик верховной власти.