Механизмы осуществления политической власти

В структуре власти всегда выделяют субъект и объект, источники власти, основания власти и ресурсы власти. В качестве субъектов власти могут выступать государство и его отдельные институты, политические элиты и лидеры. Объектами власти становятся как индивиды, так и социальные группы, а также большие массы людей – население той или иной территории или целого государства.

Источниками власти могут быть закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи и т.д.

Основания власти и ресурсы власти – понятия близкие, но не совпадающие полностью. Под основаниями власти понимают тот социальный фундамент, на котором базируются источники власти. Ресурсы власти – это реальные и потенциальные средства, которые может задействовать власть и ее агенты в интересах достижения определенных целей.

Объем и виды ресурсов, которыми обладают тс или иные агенты властных отношений, зависят от стадии общественного развития, тина политической власти, конкретно-исторических условий. Общая тенденция развития ресурсов власти состоит в росте объемов и разнообразия видов ресурсов, которыми она владеет. Основными видами ресурсов современной политической власти являются следующие.

1. Экономические, характеризующиеся господствующими отношениями собственности, объемом валового национального продукта на душу населения, наличием природных ресурсов, величиной государственного золотого запаса, долей наукоемкого производства в общей структуре производства и т.д.

2. Социальные, характеризующиеся общей социальной и демографической структурами, конкретным составом групп и слоев, поддерживающих политическую систему страны, уровнем развития систем образования, медицины, культуры, науки и т.д.

3. Административно-правовые, т.е. система административного управления, совокупность властных учреждений, обеспечивающих внутренний порядок и внешнюю безопасность государства. К ним относятся средства насилия и принуждения, включая оружие, а также государственные институты, с этим принуждением связанные: армия, полиция, служба безопасности, тюрьма и т.д. Сюда же входят такие показатели, как уровень профессиональной подготовки государственно-управленческого аппарата, степень его коррумпированности и т.д.

4. Организационные, т.е. система национального, регионального и территориального управления, порядок принятия, контроля и исполнения общеобязательных государственных решений, степень самостоятельности отдельных управленческих единиц. В этом плане важными показателями являются оптимальность организационно-управленческих структур, степень их бюрократизации и т.д.

5. Культурно-информационные, включающие в себя уровень культурного развития населения, наличия институтов, сохраняющих национальное и культурное наследие народа, принципы и методы развития средств массовой информации и коммуникации, степень доступности граждан к национальным, региональным и международным ресурсам информации и т.д. Следует особо отметить, что роль этого ресурса власти последние десятилетия неизменно возрастает. Как пишет известный американский ученый О. Тоффлер, "знания, в силу своих преимуществ – бесконечности, общедоступности, демократичности, – подчинили себе силу и богатство и стали определяющими факторами функционирования власти".

В типологии А. Этциони правовые нормы вместе с ценностными ориентациями, определяющими поведение людей, включены в состав нормативных ресурсов. Наряду с этими ресурсами он выделяет утилитарные и принудительные ресурсы власти. К утилитарным Этциони относит различные экономические и социальные блага, а к принудительным – штрафные санкции, используемые властью для достижения своих целей.

М. Роджерс выделил два типа ресурсов: "инфраресурсы" и "инструментальные ресурсы". Первые представляют собой необходимые условия осуществления власти. Это атрибуты, обстоятельства, блага, которые должны быть в наличии у субъекта власти. Вторые выступают в качестве средств осуществления власти. Они могут использоваться в целях поощрения, наказания или убеждения.

В зависимости от того, какой из ресурсов субъект использует для воздействия на объект, выделяют различные виды власти. Можно говорить об экономической власти, которой обладают те, у кого есть деньги или собственность, по отношению к тем, у кого денег и собственности нет. Так, любой работодатель обладает некоторой степенью власти по отношению к наемному работнику. Главным признаком политической власти по отношению к другим ее разновидностям выступает то, что она может использовать все многообразие ресурсов, не только принудительных и правовых, но и экономических, социальных, культурно-информационных, демографических.

Среди отличительных признаков политической власти выделяют:

1) легальность в использовании силы;

2) публичность, т.е. всеобщий и безличный характер принятия решений от имени всего общества;

3) суверенность, т.е. обязательность ее решений для всего общества и всех других видов власти;

4) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений; это отличает политическую власть от экономической власти, у которой центров принятия решений практически столько, сколько и субъектов экономических отношений.

Получила известность типология исторических форм политической власти, предложенная французским социологом М. Дюверже. Он выделил три формы власти: анонимную – характерную для примитивных слабоструктурированных обществ; индивидуализированную – возникающую по мере усложнения разделения труда и обособления отдельных видов деятельности; институализированную – опирающуюся на систему социальных институтов, выполняющих четко определенные функции. В современных обществах политическая власть существует преимущественно в своей третьей, институализированной форме.

Политическая власть способна концентрировать в своих руках значительные материальные ресурсы: деньги, землю и т.д. Наличие у субъекта власти подобных ресурсов может способствовать формированию у ее объекта такого мотива, как интерес. Власть, основанная на интересе, как правило, является наиболее стабильной. Личная заинтересованность побуждает людей к добровольному и добросовестному выполнению указаний и распоряжений субъекта власти. У последнего исчезает необходимость в постоянном контроле и применении каких-либо штрафных санкций. К аналогичным результатам (и даже бо́льшим) приводит подчинение на основе такого мотива, как убеждение, связанного с понятиями менталитет, ценностные ориентации и установки. Готовность подчиняться государственной власти в этом случае формируется под воздействием высоких идейных побуждений патриотического, религиозного или нравственного толка.

Авторитет представляет собой мотивацию подчинения, благоприятную для власти. Это понятие охватывает высоко ценимые качества, которые подчиненные видят в руководителе и которые обеспечивают их подчинение без убеждений или угрозы наказания. Авторитет формируется на основе общей заинтересованности и согласии объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает приписываемыми ему качествами и способностями, и ложным, основанным на заблуждениях. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает деловым, научным, религиозным, моральным и т.п.

Власть, основанная на интересе, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию (отождествление) подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти и руководитель воспринимается подчиненным как свой представитель и защитник. Идентификация субъекта власти с объектом может быть объяснена такими причинами: 1) реальным двойственным положением людей в отношениях власти, например в демократических организациях, где индивиды выбирают и контролируют руководство, с одной стороны, и выполняют его решения – с другой; 2) общностью интересов и ценностей руководителей и подчиненных и возникновения у исполнителей чувства единства со всей организацией или группой.

Политическая власть часто понимается как синоним государственной власти, опирающейся на основные институты государства (парламент, правительство, правоохранительные органы) и использующей все ресурсы, контролируемые государством. Однако такое понимание не совсем точно. Государственная власть в современном обществе – это только часть политической власти. Она есть особым образом организованная и специализированная политическая власть, осуществляемая посредством особого аппарата, относительно обособленного от общества, на профессиональной основе в рамках территории, на которую распространяется государственный суверенитет.

В сфере политики власть проявляется и в иных формах. Можно говорить, например, о партийной власти, которая распространяется на определенное число членов и сторонников партии. Властью обладают и некоторые общественные организации, в частности профессиональные союзы. Духовной властью, основанной на использовании культурно-информационных ресурсов, могут обладать средства массовой информации и формируемое ими общественное мнение. В нормальных условиях государственная власть монопольно занимает имманентно присущее ей легальное положение в обществе. По могут быть случаи, когда монополию государственной власти оспаривают нелегальные структуры. Например, криминалитет может оспаривать государственную монополию на сбор налогов; преступные группировки, терроризируя население, выводят его из подчинения официальным государственным структурам. Все это может быть результатом ослабления государства и, в свою очередь, обусловить появление альтернативных центров силы и принятия решений.

Современная политическая социология определяет такие основные функции политической власти:

1) господство (полное подчинение объекта воле субъекта, опираясь на силу);

2) руководство;

3) регулирование общественных отношений;

4) контроль;

5) координация;

6) мобилизация.

Несмотря на свою моноцентричность, политическая власть обладает свойствами разделения и распределения. Разделение власти может иметь горизонтальный характер, когда отдельные функции закрепляются за специальными государственными институтами. Например, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение власти может иметь и вертикальный характер, когда ее полномочия делятся между центральными и местными государственными институтами. Но при всех вариантах разделения власти, о которых более подробно речь пойдет дальше, необходимо сохранять принцип ее моноцентричности, исключающий конфликты в виде противостояния законодательной и исполнительной власти или субъекта федерации и федеративного центра. Нарушение принципа моноцентричности власти может привести к катастрофическим для общества последствиям. Так случилось, например, в нашей стране после Февральской революции 1917 г., когда противостояние Временного правительства и Советов привело сначала к дестабилизации и дезорганизации всей общественной жизни, а в итоге – к установлению тоталитарного режима.

Исторически в зависимости от ресурсов социально-экономических условий, господствовавших форм собственности и социальной стратификации политическая власть находила и находит свое воплощение в различных типах, или режимах, осуществления политической власти: монархии, аристократии, олигархии, тирании, демократии, бюрократии, технократии.