Законодательство об интеллектуальной собственности

Законодательство в сфере интеллектуальной собственности на протяжении нескольких столетий постепенно складывалось в зарубежных странах начиная с XVII в., а в России — с XIX в. Процесс унификации правового регулирования не обошел данную сферу и на международном уровне, где был разработан и принят ряд конвенций и международных соглашений, регулирующих вопросы правовой охраны различных объектов интеллектуальной собственности, подписанных в том числе и Россией.

Среди них следует выделить Конвенцию по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.); Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в ред. 1971 г.); Конвенцию, учреждающую Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) (изменена 2 октября 1979 г.); Договор о патентной кооперации 1970 г.; Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г.; Договор о законах по товарным знакам 1994 г.; Конвенцию об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г.; Соглашение о взаимном признании авторских свидетельств и иных охранных документов на изобретения (Гавана, 18 декабря 1976 г.); Страсбургское соглашение о международной патентной классификации (от 24 марта 1971 г.).

На национальном уровне основополагающим источником правого регулирования в российском праве интеллектуальной собственности является Конституция РФ, поскольку она возводит интеллектуальную собственность в разряд охраняемых законом сфер человеческой деятельности. В п. 1 ст. 44 Конституции РФ закреплено, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Кроме этого, п. "о" ст. 71 Конституции РФ устанавливает, что правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в исключительном ведении Российской Федерации, что означает возможность принятия федеральных конституционных или федеральных законов в данной сфере.

На федеральном уровне правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности в настоящее время осуществляется на основании части четвертой ГК РФ, которая вступила в действие 1 января 2008 г. и содержит разд. VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации". Данный раздел объединяет девять глав, составляющих пятую часть от общего объема ГК РФ, и представляет собой основное ОГЛАВЛЕНИЕ законодательства об интеллектуальной собственности. Наряду с указанными нормами гражданского законодательства могут иметь значение и иные положения ГК РФ.

Так, при продаже предприятия в его состав входят такие средства индивидуализации, как коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания, поэтому распоряжение правами в отношении объектов интеллектуальной собственности происходит с учетом общих положений гражданского законодательства и особенных норм, касающихся осуществления сделок с результатами интеллектуальной деятельности, содержащихся в части второй ГК РФ. Па наш взгляд, это связано с тем, что "в процессе разработки части четвертой ГК РФ значительное внимание было уделено вопросу о соотношении норм об интеллектуальной собственности с общими положениями гражданского законодательства (о субъектах, сделках, исковой давности, представительстве, договорах и др.)"[1].

Таким образом, ГК РФ па федеральном уровне является важнейшим источником права интеллектуальной собственности.

Кроме упомянутых законов значительную роль в регулировании отношений в сфере интеллектуальной собственности играют и другие федеральные законы. В их числе Федеральные законы от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне", который регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау); от 30 декабря 2008 г. № 316-ФЗ "О патентных поверенных", устанавливающий требования к патентным поверенным, порядок их аттестации и регистрации, а также определяющий права, обязанности и ответственность патентных поверенных; от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности", устанавливающий требования к фирменному наименованию кредитных организаций; от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", затрагивающий вопросы осуществления внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью; от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", регулирующий вопросы реализации научной и научно-технической продукции, в том числе и результатов интеллектуальной деятельности, и т.д.

Реализация положений федеральных законов в сфере интеллектуальной деятельности была бы невозможна без подзаконных актов и специальных юридических механизмов, а также федеральных служб и специализированных организаций, действующих в этой сфере. Система подзаконных а кто и строится на указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах министерств и федеральных служб. Так, постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 992 утверждено Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. Данный нормативный акт обеспечил правоприменение ст. 1244 ГК РФ и определил условия и порядок проведения государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. Однако, как правило, более детально процедуры, связанные с реализацией интеллектуальных прав, регламентируются приказами специально уполномоченных органов власти в данной сфере.

Таким органом является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, которая осуществляет контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также оказывает государственные услуги в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, нормативно-правовому регулированию вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Нормативные акты в этой сфере активно применяются на практике правообладателями при защите своих интеллектуальных прав, однако положения законодательства об интеллектуальной собственности не всегда трактуется однозначно. Судебные органы власти не обошли эту проблему стороной и практически сразу после введения в действие части четвертой ГК РФ Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ опубликовали разъяснения по поводу вопросов, возникших при применении новых правил и норм (см. постановление от 26 марта 2009 г. № 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").