Механизмы формирования зависимого поведения

В настоящее время на модели ранней алкоголизации и наркотизации выделены механизмы формирования аддиктивного поведения подростков, которые в равней мере применимы к любым другим формам отклоняющегося поведения:

1. Механизм анонимности. Независимо от природы факторов, способствующих формированию аддикции (социальных, биологических, психологических или моральных) и искажающих психологическое развитие, нравственное становление личности подростков в условиях деструкции социальной среды, они приводят к одному результату – быстрому развитию полиморфного аддиктивного поведения и социальной дезадаптации, минимально отражаясь в особенностях формирования отдельных форм аддикции.

2. Механизм генерализации. Чем раньше обнаружатся отрицательные биологические или социальные факторы, тем выше риск накопления к подростково-юношескому возрасту их критической сочетаемости, дезадаптирующей личность.

3. Механизм псевдоадаптации. У несовершеннолетних алкоголь на короткое время дает бодрость и активность, смелость и уверенность в себе. Стимулирующе-растормаживающий эффект этанола создает иллюзию адаптации и самореализации, приводя к накоплению алкогольных проблем и последствий. Ранняя алкоголизация как практически обязательный компонент большинства форм отклоняющегося поведения быстро приводит к дезадаптации подростков.

4. Механизм деформации. Большинство трудных подростков не имеют нормального семейного воспитания. Отсутствует контроль за их обучением, недостаточно поощряется развитие интеллекта и формирование нравственных ценностей, они рано утрачивают интерес к учебе. Все это неизбежно приводит к отсутствию у подростков социально значимых установок, увлечений и духовных запросов, узкому кругу и неустойчивости их интересов, уходу от ответственных ситуаций и решений. Формируется направленность личности, в основе которой лежит неспособность подростков к сложной деятельности, с упрощением и перестройкой иерархии мотивов поведения в плане готовности к злоупотреблению алкоголем. Происходит и уплощение, деформация личности. Еще до развития болезни складывается алкогольная личность, слепо и некритично воспринимающая все взгляды и нормы алкогольной группы. При более широком подходе можно говорить о формировании личности, изначально имеющей высокий риск самореализации в любой форме аддиктивного поведения. Расстройства личности в подростковом возрасте являются ведущим условием развития саморазрушающих (как в биологическом, так и в психологическом отношении) типов поведения.

5. Механизм индукции. Большое значение при формировании аддикции играет мнение друзей, членов референтной группы, авторитетных сверстников и т.д. Представления в среде молодежи о "легких" наркотиках, моде на те или иные препараты, идеи о возможности прекращения употребления по собственному желанию и т.п. не могут не играть роли своеобразного "заражения" сознания подростка, склонного к аддикции. Этот механизм реализуется во многом за счет известных подростковых реакций группирования и имитации.

Социальные факторы, способствующие формированию зависимого поведения

Социальные факторы и условия в развитии зависимостей играют ведущую роль преимущественно на ранних этапах формирования, среди которых можно выделить три основных уровня:

1) макросоциальный, включающий особенности социально-экономического положения в стране и социальной политики государства;

2) микросоциальный, включающий особенности стиля жизни семьи, трудового или учебного коллектива, неформальных молодежных групп;

3) социально-психологический, или личностный, включающий особенности преимущественно нравственноценностной и мотивационно-установочной сфер.

Предложенный П. И. Сидоровым динамический подход к оценке роли различных негативных условий позволил выделить четыре основные группы факторов, представляющих единую цепь генеза злоупотребления алкоголем и наркотиками. Влияние этих факторов в отдельные возрастные периоды неодинаково.

Факторы I группы (неблагоприятные взаимоотношения между родителями, традиции семьи и группы и как результат раннее приобщение к алкоголю и наркотикам) действуют на ребенка в возрасте 13–15 лет, когда закладывается основа злоупотребления. В этот период отмечаются неблагоприятные взаимоотношения между родителями, отсутствие одного из родителей (отца), частое употребление алкогольных напитков родителями или лицами ближайшего окружения, экспериментирование с наркотиками и токсикантами в молодежной группе.

Факторы II группы (обычаи ближайшего окружения, ориентированные на употребление алкоголя и наркотиков, общепринятые алкогольные традиции) действуют на молодого человека в возрасте 16–18 лет, когда уже формируется систематическое и сознательное употребление алкоголя, наркотиков и токсикантов. Этому способствует ранее приобщение подростков к алкоголю и наркотикам.

Факторы III группы (относительная экономическая самостоятельность и бесконтрольность молодых людей при ранее приобретенной установке на привычное употребление психоактивных веществ (ПАВ), а также доза и частота случаев употребления) действуют на лиц в возрасте 19–26 лет. Практически это начало самостоятельной жизни "бывалого" человека, который, как ему кажется, начинает понимать толк в жизни.

Факторы IV группы (конфликты в семье, низкий культурный уровень, потребительские интересы, сравнительно высокая (или низкая) зарплата и др.) составляют завершающее звено в генезе злоупотребления. Они поддерживают злоупотребление ПАВ, обусловливают высокий уровень пьянства и наркотизма, которые, в свою очередь, укрепляют обычаи ближайшего окружения, поддерживают установку на злоупотребление. Особенно ярко такие явления выступают среди тех профессионально-производственных групп, чей труд относительно прост и высокооплачиваем.

Роль семьи в формировании зависимого поведения подростка. В связи с проблемой аддиктивного поведения особую значимость приобретает семья, в частности ее эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления, как повышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим.

Толчком к аддиктивному поведению может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей, особенно матери. Подросток чувствует, что родителям не до него, что у них своя жизнь, что они тяготятся обузой родительского долга. Подростку в семье не хватает эмоционального тепла, искренней любви, понимания, сопереживания. Эмоциональное отвержение нарушает социализацию в семье, что приводит к искажению образа "Я" подростка, заниженной самооценке, нарушению мотивационной сферы и к аддиктивному поведению как к одной из форм психологической защиты.

Ребенку важно быть уверенным в том, что он состоятелен для окружающих (в первую очередь для близких людей) как "соучастник" (в лучшем смысле этого слова) во многих важных событиях. Он должен быть уверен в том, что с его потребностями и его точкой зрения считаются. Так ребенок сможет реализовать свою страсть к взрослению.

Важно отметить, что некоторые психооберегающие подходы в воспитании в искаженном виде могут внести свой вклад в осложнение процессов адаптации. Часто детская психика не оберегается там, где это необходимо, и с особой тщательностью оберегается в тех случаях, когда целесообразней дать ребенку возможность стать полноправным участником тех или иных событий, какой-то деятельности с правом выбора и формированием своей позиции, своего мнения.

В литературе подробно рассмотрены особенности воспитания, учет которых наиболее важен при изучении истоков развития нарушений поведения и отклонения личности детей и подростков:

а) уровень протекции в процессе воспитания (гипо- и гиперпротекция);

б) степень удовлетворения потребностей ребенка (потворство и игнорирование потребностей ребенка);

в) количество и качество требований к ребенку в семье;

г) неустойчивость стиля воспитания.

Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. С точки зрения анализа факторов, приводящих к нарушениям поведения у подростков, важными являются следующие устойчивые сочетания:

– потворствующая гиперпротекция и повышенная моральная ответственность;

– эмоциональное отвержение и жестокое обращение родителей с детьми.

Нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей, такие как фобия утраты ребенка, воспитательная неуверенность, одобрение детских качеств в ребенке, проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, непринятие пола ребенка.

Разводы и затяжные конфликты родителей наблюдаются у большинства подростков, страдающих наркоманией. Родители в таких семьях увлечены собой и друг другом, они тратят всю свою энергию на решение конфликта, и в семье в целом преобладают отрицательные эмоции. В такой ситуации ребенок либо не получает эмоционального тепла, либо получает отрицательные эмоции от матери и от отца. Семья утрачивает свою эмоциональную функцию, происходит нарушение коммуникативного стиля. В результате у детей может возникнуть глубокое чувство вины: ребенку кажется, что родители расходятся или ругаются из-за него. Так складывается заниженная самооценка и как следствие – высокий уровень тревожности.

Таким образом, аддиктивные подростки, как правило, живут в аддиктивной семье, обучаются аддиктивным ценностям и аддиктивной логике, аддиктивному языку и стилю аддиктивного общения. Когда приходит время образовывать собственные семьи, они ищут людей, которые говорят с ними на одном аддиктивном языке. Такой поиск соответствующих людей происходит не на уровне сознания. Он отражает более глубокий эмоциональный уровень того, как эти люди опознают то, что им нужно.

Проблема созависимости заслуживает особого внимания. Семьи с аддиктивными родителями продуцируют людей двух типов: аддиктов и тех, кто заботится об аддиктах. Такое семейное воспитание создаст определенную семейную судьбу. Дети из подобных семей становятся аддиктами, женятся на определенных людях, которые заботятся о них, или женятся на аддиктах и становятся теми, кто о них заботится (формирование генерационного цикла аддикции).

Не менее важен анализ особенностей людей, находящихся в близких отношениях с аддиктами. Мы привыкли считать, что аддикт отрицательно влияет на тех людей, которые находятся рядом с ним. Но, с другой стороны, и эти люди могут влиять на аддикта определенным образом, способствуя аддикции, провоцируя ее, мешая ее коррекции. Здесь мы выходим на проблему созависимости.

Созависимыми являются люди, создающие благоприятные условия для развития аддикции. Иными словами, аддиктивным недугом поражена семья в целом. Каждый член семьи играет конкретную роль, помогая злоупотреблению. Воспитывая детей наряду с аддиктом, созависимые передают детям свой стиль, закладывают в детей незащищенность и предрасположенность к аддикции.

Зависимые формы поведения созревают в определенном микрокосмосе, в котором аккумулируется аддиктивный опыт поколений. Развитие и формирование личности подростка происходит в условиях эмоциональной холодности и напряженности; воспитание направлено на выработку у подростка "хронической беспомощности". Вот почему при проведении мероприятий по лечению зависимых подростков в программы реабилитации рекомендуется включать родителей с целью осознания ими данной проблемы как семейной и реконструкции семейных отношений. Без вовлечения семьи в реабилитацию процент рецидивов будет высок, так как даже после удачно проведенного лечения подросток опять возвращается в прежнюю семейную систему. Семья не готова к его изменениям и может спровоцировать рецидив зависимости. В постреабилитационный период важным становится выявление у подростка других видов аддикции (если таковые имеются).