Механизмы фашистской диктатуры

С первых дней прихода к власти Гитлер взял курс на установление диктатуры. Формально нацисты не отказались от Веймарской конституции и широко использовали чрезвычайные президентские полномочия для проведения репрессий. Первый репрессивный декрет о защите немецкого народа, подписанный президентом Гинденбургом, был принят на основе ст. 48 Веймарской конституции и мотивировался защитой "общественного спокойствия".

В феврале 1933 г. для оправдания чрезвычайных мер и репрессий против левых фашисты осуществили поджог рейхстага, в котором были обвинены коммунисты. Был издан декрет в защиту народа и государства, который по существу отменял свободу личности, слова, печати, собраний, а декрет в защиту германского народа наделил неограниченными правами полицию. Правительству предоставлялось право брать на себя полномочия любой земли, издавать указы, связанные с нарушением тайны переписки, телефонных разговоров, неприкосновенности собственности, нрав профсоюзов.

24 марта 1933 г. рейхстаг принял закон "Об устранении бедственного положения народа и государства", который наделил правительство законодательными правами, в том числе и по вопросам бюджета. Допускалось, что нормы законов, принятых правительством, могут прямо отклоняться от продолжавшей действовать конституции 1919 г. (с одной упраздненной вскоре оговоркой – "если они не имеют объектом рейхстаг и рейхсрат").

В законе специально подчеркивалось, что договоры с иностранными государствами и их исполнение не нуждаются в утверждении парламентом. Формально закон был принят как временный до 1 апреля 1937 г., фактически он стал постоянно действующим основным законом фашистского государства. Непосредственное участие в подготовке всех имперских законов отныне принимала канцелярия национал-социалистической партии, подчиненная Гитлеру.

В марте 1933 г. была запрещена компартия, а затем и все остальные партии. Право на легальное существование было признано лишь за нацистской партией и руководимыми ею организациями. Действующие профсоюзы были распущены, их имущество конфисковано. Вместо них были созданы новые профсоюзы, подконтрольные фашистской партии. В декабре 1933 г. был издан закон "Об обеспечении единства партии и государства", объявивший фашистскую партию единственной "носительницей немецкой государственной мысли". Назначение на любую должность могло состояться только с согласия фашистской партии. НСДАП стала центральным и всевластным элементом государственного аппарата.

После смерти Гинденбурга 1 августа 1934 г. должность президента была упразднена, а вся власть сконцентрировалась в руках Гитлера, который был объявлен фюрером (вождем) и пожизненным рейхсканцлером. Гитлер совместил в своем лице функции президента, рейхсканцлера, фюрера фашистской партии и верховного главнокомандующего.

В 1934 г. законодательным путем были ликвидированы ландтаги, а в феврале 1934 г. – рейхсрат. Земли были лишены статуса субъектов федерации. В 1935 г. положением "О германских общинах" ликвидировалась система местного самоуправления. Все бургомистры городов стали назначаться министром внутренних дел на 12 лет из кандидатов, выдвигаемых местными организациями НСДАП. Министру внутренних дел также вверялось право верховного надзора за всеми общинами. Хотя сохранялось прежнее административное деление, страна была разделена па 32 области во главе с гауляйтерами, руководившими партийными организациями. 30 января 1935 г. был принят закон "Об имперских наместниках", согласно которому имперские наместники являлись "представителями имперского правительства", в их задачу входило "наблюдение за выполнением политических директив фюрера и рейхсканцлера". Фюрер мог возложить па имперского наместника руководство земельным правительством, но право назначения и увольнения чиновников земель он сохранял за собой, так же как и полномочия имперского наместника в Пруссии. Функции партийных и государственных органов тесно переплетались.

Управленческий аппарат фашистской Германии был многочисленным и громоздким. Наряду с имперским правительством в Германии были созданы Совет министров по вопросам обороны империи, Тайный кабинет, Коллегия трех уполномоченных в составе начальника партийной канцелярии, начальника имперской канцелярии, начальника штаба верховного командования вооруженных сил. Все эти учреждения, подчиняющиеся непосредственно Гитлеру, обладали законодательными полномочиями.

Особую роль в фашистской Германии играли репрессивные органы: штурмовые отряды (СА), охранные отряды (СС), тайная полиция – гестапо, специальная служба порядка (СД). В состав СС входили "общие отряды", включающие руководство нацистской партии, армии, общественных организаций предпринимателей и вооруженные "специальные отряды", созданные для выполнения особых задач фюрера. Войскам СС вверялась и охрана концлагерей. Всего фашистами было создано 23 концлагеря и 2 тыс. их филиалов. С 1936 по 1945 г. в концлагеря было брошено 18 млн человек. В одном только Освенциме, построенном в 1939 г., фашисты истребили около 4 млн человек.

В апреле 1933 г. была создана тайная государственная полиция (гестапо), которая в 1936 г. объединилась с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безопасности (ЗИПО). Полиция безопасности вместе с полицией порядка (ОРПО), включающей охранную полицию и жандармерию, а также с СД находились в ведении рейхсфюрера СС Гиммлера. В 1939 г. было создано главное управление имперской безопасности.

Значительным изменениям подверглась и судебная власть. Фашистская судебная система полностью отрицала личные и процессуальные права немецких граждан. Любой вид оппозиционной деятельности вызывал обвинение в государственной измене. В 1933 г. для расправы с противниками фашистского режима в каждом судебном округе кроме обычных судов были созданы особые суды. В 1934 г. был учрежден Народный трибунал по вопросам государственной измены, в котором не требовалось даже обязательного предварительного следствия. Приговоры трибунала не подлежали обжалованию, защитников обвиняемому назначал сам трибунал. В армии действовали военно-полевые суды. Маховик репрессий набирал обороты с каждым годом. Так, количество осужденных по политическим мотивам составляло в 1933 г. – 40 тыс., в 1934 г. – 70 тыс., в 1935 г. – 85 тыс. В 1944 г. только в сухопутных войсках военно-полевые суды ежемесячно выносили по 10 тыс. приговоров. В последние месяцы перед поражением Германии военно-полевые суды были заменены военными трибуналами.

Одновременно, при попустительстве западных держав, шло активное строительство армии и флота. В 1935 г. в Германии была введена всеобщая воинская повинность для мужчин от 18 до 45 лет. Срок службы был определен сначала в один год, затем в два года. Гитлер ввел клятву для каждого солдата и офицера вермахта в личной верности ему и готовности пожертвовать собой ради безусловного ее соблюдения. Гитлеровская армия с момента своего создания стала важным элементом аппарата подавления противников фашизма. В 1936 г. специальным приказом Гитлера "О применении армией оружия" было разрешено использовать армию для подавления "внутренних беспорядков".

Важным звеном механизма фашистской диктатуры было Министерство пропаганды, осуществлявшее идеологическую обработку населения. Устанавливался специальный надзор "за духовным и мировоззренческим обучением и воспитанием партийных кадров"; с этой целью в 1934 г. было создано даже специальное государственное ведомство. В мае 1933 г. была проведена публичная акция сожжения книг противников национал- социализма и "расово чуждых" авторов. Все органы печати, кроме нацистских, или ликвидировались, или включались в систему фашистской пропаганды. Закон от 24 марта 1933 г. "О защите правительства национального возрождения от коварных посягательств" установил уголовную ответственность до двух лет тюремного заключения для лиц, которые допускали "грубое искажение действительности, высказывали суждения, могущие причинить тяжелый ущерб благополучию империи или отдельным германским землям, или авторитету правительства империи.

Особое внимание уделялось обработке молодежи, которая осуществлялась фашистскими молодежными организациями (Юнгфольк, "Гитлерюгенд" и др.). После 1937 г. участие в гитлеровских молодежных организациях стало обязательным. Эти организации включались в разветвленную систему разнообразных нацистских организаций, охватывающих все стороны жизнедеятельности страны.

С первых лет существования фашистский режим стал проводить политику активного вмешательства в экономическую жизнь. Основной целью была мобилизация ресурсов для подготовки и ведения агрессивных военных действий. Государственное регулирование экономики так же, как и государственное управление, было построено на принципе фюрерства. В 1934 г. в соответствии с законом "О подготовке органического построения народного хозяйства" все отрасли народного хозяйства были разделены на 12 "имперских групп", число которых затем сократилось до шести (промышленность, банки, торговля, страхование, энергетика, ремесленное производство). Параллельно создавались территориальные структуры – окружные группы промышленности в хозяйственных округах. И отраслевые, и территориальные промышленные группы возглавлялись "фюрерами", которые были наделены широкими полномочиями. Общее руководство промышленностью сначала осуществлялось Министерством имперского хозяйства. С 1935 г. началась массированная милитаризация немецкой экономики. В 1936 г. было создано ведомство по выполнению четырехлетнего плана перевода всей экономики Германии на военные рельсы, во главе которого встал Геринг. Централизованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивало предпринимательскую свободу и образование новых предприятий, устраняло конкуренцию.

Уже в годы войны было создано имперское Министерство вооружения и боеприпасов, которое в соответствии с общей линией всеобъемлющей милитаризации государственного аппарата постепенно поглотило большую часть функций Министерства хозяйства, Министерства труда и др. Расширение военного производства проходило за счет колоссального роста государственного долга, увеличения налогов, сокращения народного потребления.

Сразу после захвата власти нацисты разогнали рабочие профсоюзы. Единственной организацией рабочих был объявлен контролируемый НСДАП "Немецкий трудовой фронт", которому было передано все имущество бывших профсоюзов. Предприниматели объявлялись вождями предприятий. На основании закона "О порядке национального труда" 1934 г. и других нормативных актов им предоставлялось право определения условий труда, увольнения, взыскания штрафов и пр. Министерство труда выполняло роль посредника между рабочими и предпринимателями. Для отдельных экономических районов это министерство назначало из крупных предпринимателей "опекунов труда".

В 1934 г. вводился порядок принудительного набора рабочей силы и ее перевод на военные заводы, а в 1938 г. была введена трудовая повинность, местные органы власти получили право привлекать в принудительном порядке население к любым видам работ в свободное от основной работы время. В 1943 г. принудительный труд был распространен на мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 45 лет. Все торговые и ремесленные предприятия, не являвшиеся жизненно необходимыми для военной экономики и снабжения населения, закрывались.

Милитаризация промышленности, всестороннее вмешательство государства в экономику привели к пересмотру ряда институтов гражданского права. В 1938 г. началась работа над созданием нового гражданского кодекса, основополагающим принципом которого стала формула: "право – это то, что полезно народу и рейху". В соответствии с этим пересматривались понятия собственности, юридического лица, отвергалась такая форма последнего, как "общество с ограниченной ответственностью", непременным условием деятельности акционерного общества становилось его партийное руководство и партийный контроль. Закон "Об акционерных обществах" 1937 г. прямо указывал, что правление акционерного общества "должно руководствоваться сознанием ответственности перед общим благом народа и рейха". Нацистские правоведы предлагали отменить понятие "субъективные права" или заменить его понятием "субъективные права члена НСДАП". Предлагалось убрать из кодекса и понятие "правоспособность", заменив его понятием "партийный статус лица".

В 1938 г. Германия осуществила аншлюс Австрии. По Мюнхенскому соглашению, заключенному в сентябре 1938 г. с Англией и Францией, фашистская Германия аннексировала Судетскую область Чехословакии. В 1939 г. Чехия была полностью оккупирована. В сентябре 1939 г. Гитлер, отдав приказ о нападении на Польшу, развязал Вторую мировую войну.