Законодательный процесс в Федеральном Собрании

Законодательный процесс – главная составная часть правотворческой процедуры, ее сердцевина. Именно принятие законов характеризует этот процесс в целом. Кроме законов "продукцией" правотворчества являются подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Законотворчество – сложный, политически значимый, но неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива – закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов вносить предложения об издании законов и соответствующих законопроектов в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у представительного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его – право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 российской Конституции) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Госдумы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам российских субъектов, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Президент РФ В. В. Путин инициировал наделение членов Совета Федерации и депутатов Госдумы правом законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти соответствующего субъекта РФ[1];

2) обсуждение законопроекта – важная стадия, которая начинается в Госдуме с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Такая стадия необходима для того, чтобы придать документу нужное качество: устранить противоречия, пробелы, неточности и другие дефекты. Подобное обсуждение в комитетах и комиссиях Думы происходит открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы и может освещаться в средствах массовой информации, а в последние годы – в сети Интернет;

3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым и квалифицированным большинством). Принятие закона – главная стадия, которая, в свою очередь, подразделяется на три подстадии:

а) принятие закона Госдумой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Госдумы). Решение о принятии федерального закона и федерального конституционного закона оформляется постановлением Думы;

б) одобрение закона второй (верхней) палатой парламента (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ "федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации"; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством – не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации). Обязательному рассмотрению в этой палате подлежат все федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции РФ;

в) подписание законов главой государства (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ Президент РФ в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его). На данной стадии Президент может воспользоваться своим правом вето и отклонить федеральный закон, однако это право не распространяется на федеральный конституционный закон. Федеральное Собрание может либо согласиться с поправками Президента, либо преодолеть его вето;

4) опубликование закона (как правило, законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

Законотворческая процедура регламентирована конституционными и законодательными нормами. Это направление государственной деятельности прямо и непосредственно детерминировано Конституцией РФ. В результате подобной сложной, ответственной и, как правило, протяженной во времени процедуры осуществляется переработка "политической материи" и выносятся государственные решения. Принимаемый парламентом закон олицетворяет народный и государственный суверенитет, является выражением общей воли и обладает большой социальной ценностью. Закон должен поддерживать порядок в ряде областей общественной и политической жизни, гарантировать права человека, защищать его от произвола и беззакония. Вместе с тем он регламентирует деятельность органов государства, местного самоуправления и обеспечивает публичные интересы. В идеале его авторитет и социальная ценность должны признаваться всеми как нечто данное, а его положения – неуклонно выполняться. В конституционном праве роль закона исключительно велика и вызвана предметом этой отрасли права. Подобные законы не только отличаются особой политической направленностью, но и тем, что составляют фундамент и задают режим всей системе правового регулирования, обеспечивают взаимодействие источников различных отраслей права. В результате реализации законодательных норм создается общественно-политическая стабильность, укрепляется единство государства и правовой системы. Несовершенный закон должен изменяться парламентом, а не корректироваться или замещаться подзаконными актами, даже если они исходят от главы государства или правительства и обосновываются неотложными обстоятельствами.

В целях совершенствования различных аспектов правотворчества и обеспечения учета общественного мнения при подготовке законопроектов Президентом РФ принят Указ от 09.02.2011 № 167 "Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов". Согласно его положениям законопроекты, затрагивающие основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации, по решению Президента могут быть вынесены на общественное обсуждение. По поручению главы государства тексты таких законопроектов размещаются в сети Интернет, и обеспечивается возможность гражданам ознакомиться с поступившими на соответствующий сайт замечаниями и предложениями по конкретному законопроекту.

Таким образом, Федеральное Собрание России издает законы, его палаты – другие акты. Ведущее, доминирующее значение имеют федеральные конституционные и обычные федеральные законы. Госдума и Совет Федерации вправе принимать акты, большинство из которых не являются нормативными, на основе закона.

Одна из актуальных государственных задач – повышение качества законотворчества как на федеральном, так и на региональном уровнях. Отсутствие федерального закона о нормативных правовых актах негативно влияет на законотворческий процесс. В то же время позитивной является наметившаяся с конца 90-х гг. прошлого столетия тенденция неуклонного повышения роли Президента РФ и Правительства РФ как инициаторов и активных участников этого важного направления государственной деятельности.

Акты Федерального Собрания. Необходимо различать федеральные и иные законы, издаваемые российским парламентом, и акты его палат. Общая (единая) компетенция палат Федерального Собрания РФ отсутствует.

Важнейшая роль отводится федеральным конституционным законам, перечень которых установлен конституционными нормами (ч. 2 ст. 65, ч. 1 и 2 ст. 56, ч. 5 ст. 66,

ч. 1 ст. 70, п. "в" ст. 84, ч. 3 ст. 87, ст. 88, п. "д" ст. 103, ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 118, ч. 3 ст. 128, ч. 2 ст. 135 Конституции РФ). Они посвящены:

а) конкретным государственно-правовым институтам;

б) особым правовым режимам;

в) федеративным отношениям и их субъектам;

г) официальной государственной символике.

Всего прямо обозначено 15 подобных законов, но в связи с расширительной трактовкой ч. 3 ст. 128 Конституции РФ и необходимостью обеспечить сложный, имеющий политическое значение процесс объединения и укрупнения российских субъектов их число возросло.

Федеральные конституционные законы отличаются ОГЛАВЛЕНИЕм, высшей юридической силой и особым порядком введения в действие. К федеральным конституционным законам примыкают законы РФ о поправках к Конституции РФ (речь идет о поправках к гл. 3–8).

Среди актов парламента существенную роль играют федеральные законы, издаваемые в порядке текущего законотворчества по различным отраслям права. В группе текущих законов необходимо выделять акты типа "Кодекс", отличающиеся повышенной систематизированностью правовых предписаний, и "Основы законодательства" (о культуре, нотариате и др.). Последние принимаются парламентам по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Палаты выносят постановления по предметам своего ведения и но вопросам внутренней организации. Они принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (членов) палаты, если иной порядок не предусмотрен конституционными нормами.

Госдума принимает постановления по таким вопросам, как: одобрение проекта федерального закона о поправке к Конституции, проекта федерального конституционного закона, принятие федерального закона; дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; недоверие Правительству РФ; объявление амнистии и др.

Порядок принятия постановления определен конституционными (ч. 3 ст. 102 и ч. 3 ст. 107) и регламентными нормами.

Практика парламентской работы обусловила издание обращений, призывов и посланий (в том числе и приветственных), имеющих важное общественно-политическое и международное значение, но не являющихся нормативными. Они обращены к народу Российской Федерации, общественности, парламентам, правительствам, главам государств зарубежных стран. Подобные акты Госдумы могут быть направлены Президенту РФ и Совету Федерации. В большинстве случаев они выражают отношение представительного органа государственной власти к различным аспектам внешней политики (положение на Ближнем Востоке, на Балканах) или связаны с событиями мировой и отечественной истории, а также с памятными и знаменательными датами. В них могут даваться оценки событий в тех или иных российских регионах (газодобывающих, на Северном Кавказе).

Официальные заявления и обращения, которые не являются нормативными правовыми актами, принимаются в том же порядке, что и постановления палат.

Самостоятельное значение имеют регламенты Госдумы и Совета Федерации, содержащие нормы материального и процессуального права, и утвержденные постановлениями палат.

На основе регламента парламент осуществляет принадлежащие ему полномочия. Его издание – сфера исключительных прерогатив представительного органа, свидетельство самостоятельности, важной государственной и политической роли. Он сам определяет наиболее целесообразный порядок работы, включая такую ответственную область, как законотворчество.

Федеральное Собрание издает акты по закрепленным за ним предметам ведения, в то же время палаты с учетом их специфики могут принимать собственные правовые решения. Все эти многочисленные акты объединяет "генетическая связь", непосредственное отношение к парламентской деятельности.