Матричные методы в планировании

Матричные методы в планировании – основаны на составлении матриц.

В экономическом анализе и планировании разработано и применяется до 40 различных матриц, наиболее известные из них:

методика SWOT-анализа, которая позволяет провести анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз для фирмы и выработать положения стратегического плана развития;

BCG – матрица Бостонской консультативной группы, позволяющая на основе анализа темпов роста и доли рынка фирмы спланировать портфель продукции (виды продукции, включаемые в план производства) и распределить ресурсы между отдельными видами деятельности (видами продукции);

матрица Томпсона–Стрикланда, используемая для стратегического планирования.

• Техника SWOT-анализа позволяет детально анализировать экономическую обстановку на предприятии и разрабатывать стратегические цели развития. Идея анализа заключается в том, что успешная стратегия должна строиться на принципе увязки внутренних возможностей предприятия и внешней обстановки, включающей возможности и угрозы.

Анализ с помощью данного метода начинается с комплексного изучения предприятия и выявления его сильных и слабых сторон. Затем проводится тщательное изучение и прогнозирование развития внешней среды в целях выявления возможностей и угроз.

Результаты этой работы заносятся в соответствующие квадранты матрицы (рис. 2.5).

На пересечении осей матрицы образуются четыре ноля:

"С и В" – сила и возможности;

"С и У" – сила и угрозы;

"Сл В" – слабость и возможности;

"Сл У" – слабость и угрозы.

После составления списка сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды необходимо попарно их проанализировать и установить все потенциальные связи между ними. В результате анализа на поле "С и В" необходимо извлечь максимальную отдачу. На поле "С и У" стратегия должна предполагать использование силы для устранения угроз. На поле "Сл В" стратегия строится так, чтобы за счет потенциальных возможностей можно было преодолеть слабости. Поле "Сл У" – наиболее слабое место, поэтому вырабатывается такая стратегия, чтобы можно было избавиться от слабостей и предотвратить угрозы.

Рис. 2.5. Матрица SWOT-анализа

• Один из классических методов планирования товарной стратегии основан на использовании матрицы Бостонской консультационной группы. Это четырехсекторная матрица (рис. 2.6.), которая позволяет разделить все товары фирмы на четыре группы в соответствии с их объемами продаж и темпами их роста.

Рис. 2.6. Матрица Бостонской консультативной группы

А – объемы продаж низкие, но темпы роста высокие: "товары – вопросы". Это, как правило, новые товары, их перспективы неясны, они требуют вложений, по неизвестно, принесут ли доходы;

В – объемы продаж высокие, темпы продаж высокие: "товары – звезды". Требуются вложения, возможно получение больших доходов;

С – объемы продаж высоки, но темпы роста низкие: "товарыдойные коровы". Приносят наибольший доход, имеют наибольшую рентабельность;

D – объемы низкие, снижение объемов продаж: "товарысобаки". Требуется снятие с производства.

Таким образом, на высшем уровне управления укрупненно планируется номенклатура и стратегия развития номенклатуры выпускаемой продукции, а также принимаются решения о вложениях в развитие номенклатуры выпускаемых товаров в перспективе и в текущем периоде.

• Томпсоном и Стрикландом предложена матрица для выбора той или иной стратегии в зависимости от результатов анализа внешней среды (роста рынка и конкурентной позиции фирмы), которую можно использовать в бизнес-планировании для обоснования выводов о перспективах и планах развития проекта (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Матрица Томпсона–Стрикланда для выработки стратегии фирмы

В данной матрице необходимо проанализировать и определить положение фирмы в одном из четырех квадрантов. Для каждого квадранта авторами предложены эталонные направления выработки стратегии.