Лекция 11. Мастерство публичной речи

Тема ораторского мастерства выходит, конечно, за пределы анализа процессов убеждения. Тем не менее на этой теме полезно остановиться, поскольку ни ситуация убеждения, ни тем более такой ее случай, как спор, не будут успешными для той из сторон, которая плохо владеет таким мастерством.

Как уже говорилось, все факторы убеждения делятся на внутренние и внешние.

Внутренние факторы касаются речи говорящего (оратора). При этом они относятся не просто к речи как целому, обладающему, по сути дела, как и всякий объект в мире, бесчисленным множеством свойств, а к тем специальным приемам, или способам убеждения, которые используются в речи.

Внешние факторы убеждения касаются оратора и аудитории.

Основное внимание обычно уделяется внутренним факторам убеждения, т.е. тем мыслительным приемам, которые используются в речи с целью убедить слушателей. Причина особого интереса к внутренним факторам убеждения понятна. Согласно одному из основных принципов современной теории аргументации, убедительность общения говорящего со своими слушателями зависит прежде всего от внутренних факторов убеждения.

Иначе говоря, убедительность речи определяется в первую очередь ее ОГЛАВЛЕНИЕм, а не ее формой и конкретными обстоятельствами произнесения речи.

Вместе с тем, как известно из философии, форма не только зависит от содержания, но и сама способна оказывать воздействие на него. Было бы ошибкой, поэтому совершенно отказываться от рассмотрения внешних факторов убеждения, от учета всех тех многообразных факторов убеждения, которые связаны с оратором и аудиторией. На этой теме следует, таким образом, остановиться специально.

Нужно отметить, что большая часть литературы, написанной об "искусстве убеждения", касается как раз внешних факторов убеждения. Книги о так называемом ораторском искусстве – это преимущественно работы об ораторе и его способности устанавливать контакт с аудиторией. В них идет речь об искренности оратора, его внимании к интересам своих слушателей, о нежелательности спора с ними, полезности комплиментов в адрес слушателей, о необходимости разговорного тона, о манере оратора одеваться, жестикулировать и стоять во время своего выступления, о возможности иронии и шуток и т.п.

Цицерон написал три трактата об ораторском искусстве. Они и сейчас читаются с большим интересом и несомненной пользой. По ни в одном из этих трактатов нет даже намека на анализ того, что можно было бы назвать способом убеждения, особым мыслительным приемом, оказывающим воздействие на убеждения слушателей, независимо от того, кем именно он используется. Трактаты Цицерона – это заметки о том, каким следует быть оратору, что ему следует говорить о социальных проблемах, смысле человеческой жизни, истине, справедливости и т.п. Отчасти это замечания об аудитории и о том, как должна строиться хорошая, или, говоря нашими словами, убедительная речь (соотношение ее вступления, основной части и заключения).

Уже в XX в. возникновению теории аргументации во многом способствовало то, что появилось множество работ, посвященных влиянию речи на убеждения людей и основным особенностям хорошего публичного выступления. В этих работах говорилось, однако, исключительно о том, каким должен быть хороший оратор и как ему следует готовиться к своей речи. Приемы убеждения (прямая или косвенная ссылка на опыт, системное или методологическое обосновании, ссылка на традицию или здравый смысл и т.п.) не обсуждались.

Становлению теории аргументации способствовало также то, что в первой половине прошлого века впервые со времен античности появились профессиональные ораторы.

Ораторское искусство сделалось в прошлом веке своего рода профессией. Известно, например, что в США один профессиональный оратор, путешествуя по всей стране, шесть тысяч раз прочел лекцию об алмазных россыпях. Он не был специалистом по добыче алмазов. Но его слушатели тоже не знали каких-либо тонкостей этой добычи. Бриллианты стали добываться широко, они вошли в моду, и многим захотелось знать, как добываются алмазы, из которых потом получаются бриллианты.

Естественно, что в это время появилась масса профессиональных религиозных проповедников. С распространением радио и телевидения их число резко возросло, особенно в Северной Америке. Эти люди не были основателями религиозных сект, они всего лишь разъясняли то, что говорится в Библии и в писаниях отцов церкви. Благодаря своим публичным выступлениям некоторые из этих проповедников стали знаменитыми.

Из работ, посвященных внешним факторам убеждения (оратору и аудитории) следует особо выделить книги Д. Карнеги (1888-1955). Они широко издавались у нас в стране в конце 1980-х – начале 1990-х гг. В сущности, все, что написал этот талантливый популяризатор ораторского искусства, переведено у нас, начиная с книги "Как завоевывать друзей..." и кончая книгой "Как перестать беспокоиться и начать жить".

Эти работы и сейчас не потеряли своей актуальности. При их чтении нужно учитывать, вместе с тем, два обстоятельства.

Данные работы написаны довольно давно, они относятся к 1930-1940-м гг., т.е. созданы еще до возникновения современной теории аргументации. Естественно, что Д. Карнеги говорит только о внешних факторах убеждения, т.е. об ораторе и аудитории, и совершено не касается самых важных – внутренних – факторов убеждения. В частности, у него нет даже упоминания о том, что опыт и эмпирические доводы в поддержку выдвигаемого положения – главное в его обосновании.

Кроме того, книги Д. Карнеги адресованы американской аудитории. Используемые им примеры – это исключительно примеры из американской жизни. В частности, он упоминает, что при подготовке одной из своих книг он прочел более ста разных биографий президента А. Линкольна. Эти биографии – наиболее часто цитируемый Д. Карнеги источник. Но Россия и Америка – две очень разные страны. У них разная история и разный менталитет. Западноевропейско-американская цивилизация и русская цивилизация – две разные цивилизации. Во многом они близки, что неудивительно, поскольку Россия всегда была тесно связана с Западной Европой и подавляющая часть населения России живет в Европе. Но в целом ряде достаточно важных моментов представители этих цивилизаций не всегда легко понимают друг друга. Универсальные способы обоснования остаются одними и теми же для всех людей. Но контекстуальные способы (обращение к традиции, классике, авторитетам, здравому смыслу, вкусу и т.п.) меняются от общества к обществу и тем более от цивилизации к цивилизации.